Свой вариант решения этой важнейшей задачи нашли в рязанском лицее №4. Здесь разработана система управления качеством образования, а также его контроля и оценки на всех этапах учебного процесса. О ней рассказывает заместитель директора лицея №4 по учебной работе Наталья Евгеньевна Одинцова;
– Мы исходим из определения качества образования, которое прописано в новом проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». А именно: в качестве выражена степень соответствия образования федеральным образовательным стандартам, с одной стороны, и потребностям заказчика образовательных услуг, – с другой.
Высокое качество образования как конечный результат обучения определяется несколькими составляющими. Мы учитываем следующие факторы.
Прежде всего – условия, в которых организован образовательный процесс с учетом материально-технических, финансовых, кадровых возможностей лицея, работы сервисных служб: психологической, медицинской, информационно-библиотечной.
Безусловно, важно то, как организован образовательный процесс: с какой квалификацией и подготовкой идет педагог на урок. Качество образования в немалой степени зависит от мотивации учащихся: с какой самоотдачей работает ученик, заинтересован ли он в интеллектуальном или творческом труде, настроен ли он на учебу? Вопросы личностного развития, ценностных установок лицеистов изучаются серьезно на каждой ступени обучения.
Оценка качества образования выражена в конечных результатах образовательного процесса, получаемых в ходе внутрилицейского контроля и данных внешней экспертизы. Результаты лицейского образования мы анализируем, учитывая уровень обученности учащихся, выполнение государственных образовательных стандартов и лицейских требований, уровень познавательной мотивации учащихся и их интеллектуального развития, а также промежуточные результаты социальной адаптации учащихся и выпускников лицея.
Результаты ЕГЭ, аттестации выпускников основной школы в новой форме, предметных олимпиад и конкурсов всех уровней последних лет свидетельствуют об устойчиво высоком качестве лицейского образования.
Мы стараемся сделать более современными и открытыми экзамены в рамках переводного контроля. Уже несколько лет в лицее проводятся публичные экзамены, на которых присутствуют родители, педагоги, специалисты органов управления образования, представители педагогической общественности. Такие экзамены развивают презентационные умения и навыки лицеистов, совершенствуют их коммуникативную культуру, делают экзамен диалогичным, что особенно важно для будущего общения в открытом мире. Ведь главная задача образования высокого качества – сформировать современную мобильную личность, умеющую ориентироваться в быстро меняющемся мире, перестраиваться, получать новые знания, чтобы реализовать себя в жизни.
Записала