Возмущаюсь и начинаю искать информацию в Интернете. Оказывается, ветераны Великой Отечественной не первую неделю публично протестуют против этой рекламы, идущей сразу на нескольких телеканалах. Но никто не снимает ее с эфира. Якобы на модели нет фашистского креста. Только этого не хватало! По данным информагентств, игрушка сделана компанией Hachette Collections. В 2010 году в Австрии была запрещена реклама подобной коллекционной модели танка «Тигр» производства этой компании. А у нас можно!
Людям, видевшим войну, не надо объяснять, сколько горя и боли принес «Тигр», что это – один из фашистских символов. Но наша армия уничтожала их своим оружием. И если что-то пропагандировать, то как раз советские легендарные танки «Т-34», «Катюши».
Этот вопиющий случай – повод задуматься о том, какой материальный и информационный мир нас сейчас окружает. И главное – формирует мироощущение наших детей. Скажем, беру я на днях на кухне спички, чтобы зажечь газ, а на коробке – ни одной надписи по-русски. Изучив буквы, прихожу к выводу, что язык польский. Но разве можно продавать такие огнеопасные товары без единой надписи на русском? И вообще – что, у нас в стране лес кончился или сера, почему мы такие товары закупаем в Польше?
Только что на АвтоВАЗ пригласили известного дизайнера Стива Мартина, занимавшегося продукцией «Вольво» и «Мерседес». Своих дизайнеров нет? Не верю. Скажем, дизайн-проект «Ё-мобиля» и российского спорткара «Маруся» разрабатывали белорусы, граждане Союзного государства. И в концепции, и в названии – национальные черты. Что же касается электронной техники, тут мы безнадежно утратили свои позиции. Недавно представленный Анатолием Чубайсом гибкий ридер – иностранная разработка, которую не успели пустить за рубежом в массовое производство. Выгадала ли Россия, купив эту технологию, покажет время. Сейчас себестоимость одного устройства очень высока, а удобство использования пока еще не оценено.
Я не говорю о том, что весь дизайн бытовой и компьютерной техники, средств коммуникации разработан с учетом особенностей стран-производителей (изредка – стран-заказчиков). В различные медиаустройства, планшеты, телефоны и т.п., как правило, встроены программы, отсылающие нас к зарубежному контенту. Пользуясь поневоле предустановленными функциями, мы попадаем в чужой для нас мир, визуальную среду, часто агрессивную. К зарубежным сайтам товаров, играм, новостным лентам, картинкам.
Свежий пример: в описании новенького телефона известнейшей корейской марки говорится, что он может работать как модем для компьютера. Очень удобная функция для подключения ноутбука там, где нет сети вай-фай. Однако при использовании его в качестве модема выясняется, что при помощи телефона с ноутбука можно попасть только на три зарубежных сайта. В социальную сеть «фэйсбук», видеопотрал «ю-тьюб» и фотосервис «фликр». Остальное заблокировано.
Отдельная тема – дизайн детских игрушек, которым занимаются трудолюбивые братья-китайцы. В отделах игрушек в «угадайку» можно играть: что это за существо? Слонопотам, овцебык или зайцепес? А ведь с помощью них наши дети познают мир. Скажем, японцы, чтящие свои традиции, обычаи, очень хорошо понимают, как материальная и информационная среда влияет на сознание, и поэтому огромное внимание уделяют дизайну. Мы же пользуемся их разработками, примеряя на себя чужое платье, вместо того, чтобы идти по японскому пути.
Может быть, дело в тех, кто привык в 90-е зарабатывать средства на перепродаже иностранных товаров, вместо того, чтобы поддерживать и развивать отечественные производство и науку? Или в том, что это до сих пор выгоднее? Отсюда – и фашистские танки, и польские спички, и иностранные автомобили. Этика, эстетика и национальное самосознание очень тесно увязаны с экономикой. Бонус надо давать тем, кто развивает российские технологии и промышленность, не копируя слепо западные образцы, а создавая что-то свое. Благо, творческих, инициативных людей, готовых разрабатывать отечественные бренды от идеи до материального воплощения в России-матушке хватает.