А именно – снабдить их электронными средствами для голосования. Электронные устройства двух видов; работающие по сенсорному принципу и по типу сканирования. В Рязанской области первое знакомство с ними состоялось в ходе мартовских выборов в Облдуму пятого созыва. Как они были восприняты рязанцами, и насколько жители области готовы к таким нововведениям сегодня?
Для ответа на эти вопросы был проведен социологический опрос, в котором приняли участие простые избиратели и эксперты (члены Избиркома, представители политических партий и СМИ). На первом, предвыборном, этапе было опрошено 450 избирателей и 50 экспертов. В экзитпол (опрос на выходе с избирательных участков) соответственно: 300 и 32 человека. Завершающая третья волна опроса по количеству респондентов сравнялась с первой. По результатам первых двух этапов можно судить о том, какую оценку получил эксперимент с электронным голосованием.
В вопросах осведомленности о применении техсредств в ходе голосования 14 марта 2010 года ответы избирателей и экспертов сильно разнятся. Только 20% избирателей знали об использовании КЭГов и 29% – об использовании КОИБов перед выборами. Но, как оказалось, об этом были информированы и не все эксперты: 66% (к вопросу о КЭГах) и 62% (о КОИБах). Зато хоть и небольшой процент избирателей, но заявил о возможности смс-голосования. Эксперты на этот счет промолчали.
Общая оценка отношения к процессу технического переоснащения избирательной системы (не только КЭГи и КОИБы, но и веб-камеры, автоматизированные рабочие места, использование ГЛОНАСС и так далее) стала положительной (см. диаграмму).
На выходе с избирательных участков избирателям был задан вопрос о том, понравилось ли им в целом использование технических средств в ходе голосования, на который 80% опрошенных ответили утвердительно. Больше всего в голосовании с использованием новых программно-технических средств избирателям понравились простота и удобство (42% от общего числа опрошенных), быстрота (19%). 10% респондентов посчитали это современным шагом, решив, что за таким голосованием будущее. Ещё для 10% процедура оказалась непонятной и сложной. По 3% пришлось на ответы «интересно», «по-старому лучше» и «непривычно».
Эксперты подтвердили, что некоторые затруднения новая форма голосования все-таки вызвала. При этом в половине случаев они отметили, что затруднения испытывали, как правило, лица пожилого возраста, в остальных случаях, по мнению экспертов, сказалась непривычность работы с техникой. Например, некоторые по привычке пытались внести в комплекс обработки бюллетень в сложенном виде. Другая половина экспертов никаких трудностей у избирателей вообще не наблюдала.
На вопрос, изменится ли отношение к выборам в случае использования в процессе голосования новых программно-технических средств, также была отмечена положительная динамика (см.диаграмму 2).