Идея передачи опыта старших младшим, как известно, не новая. Более того, она, по сути, является основой выживания человечества. Если говорить о воспитательной сфере, то еще главный идеолог отечественной педагогики Антон Макаренко указывал на важность преемственности поколениями традиций, норм социального поведения и основных жизненных навыков и ценностей.
Советская школа активно использовала подобную практику. Все тематические государственные праздники (23 февраля, 9 мая и многие другие) были отмечены уроками памяти, на которых заслуженные ветераны войны, труда делились впечатлениями о пережитом, рассказывали о подвигах товарищей, о главном в человеческих отношениях – дружбе, взаимовыручке, гражданском долге. Нередко и внеклассные занятия в школах посвящались встречам «с интересными людьми», в роли которых выступали, как правило, художники, писатели и даже передовики производства, готовые передать подрастающему поколению накопленную мудрость, помочь в выборе профессии, предостеречь от возможных ошибок.
Бизнес, тем более отечественный, насквозь пронизан нравственными проблемами. В России только-только закончилась «эпоха дикого капитализма». Да и закончилась ли? Страшно даже представить, что могут рассказать олигархи первой волны о том, как добиться успеха в жизни, или о том, как они заработали первый миллион. Вряд ли это будет повесть о долгих годах учебы, кропотливом труде и созидательной работе. Какое зерно упадет в благодатную почву юной души и какую цель поставят перед собой школьники, очарованные респектабельной состоятельностью новых учителей? Кстати, участники заседания выразили уверенность в том, что инициатива привлечь бизнес к преподаванию в школах будет повсеместно поддержана, а директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский сообщил, что такая практика в его учреждении уже существует.
Смущает и обозначенная тема планируемых уроков. Жизненный успех – широкое понятие, скорее относящееся к области философии и тесно связанное с самоидентификацией каждого человека. Сужение его до карьерных и материальных достижений способно исковеркать мировоззрение и взрослому человеку, а юному – сбить шкалу ориентиров, надолго лишить его понимания простого человеческого счастья. «Лузер», «неудачник», «профан» – эти уничижительные обозначения уже прочно вошли в лексикон даже младших школьников.
На достижение успеха и выработку лидерских качеств нацелена и проводимая в государстве молодежная политика. Разработаны многочисленные программы обучения лидерству, создаются школы лидеров. Причина такого приоритета ясна: экономике нужен качественный прорыв, совершить который предназначено энергичным и целеустремленным людям. Воспитание лидеров, стремящихся к успеху, – часть государственной кадровой политики.
Однако очевидно, что в не меньшей степени отечеству нужны хорошие матери и мудрые отцы, заботливые сыновья и дочери, знающие и любящие свое дело мастера, талантливые художники и музыканты, честные и порядочные люди, не стремящиеся к эгоцентричному доминированию, но готовые жить ради других. Именно они являются нравственным стержнем любого общества, наличие которого, пожалуй, важнее лидерского изобилия. Поэтому было бы прекрасно, чтобы наряду с миллиардерами на «уроки успеха» в школы пришли представители самых разных профессий и сфер деятельности, а само понятие «жизненного успеха» расширило свои границы до естественных жизненных ценностей.