В новом учебном году в России открылось второе Президентское кадетское училище. Общеобразовательное учебное заведение начало свою работу в Ставрополе и разместилось в здании недавно упраздненного военного авиаинженерного училища Минобороны. Год назад аналогичное учреждение было создано в Оренбурге. Всего же, по планам Минобороны РФ, в ближайшие годы должно появиться восемь Президентских кадетских училищ – по одному в каждом федеральном округе страны.
Пожалуй, никогда в России не было такого изобилия военно-ориентированных детских образовательных учреждений, как в настоящее время. Помимо Президентских, сегодня действуют более 20 суворовских военных училищ и кадетских корпусов силовых структур, более 100 кадетских корпусов субъектов Федерации, более 1000 кадетских классов, работают 24 специализированных казачьих кадетских корпуса и около тысячи казачьих классов в общеобразовательных школах, в том числе в Рязани и в ряде населенных пунктов Рязанской области – Ряжске, Кадоме, Малинищах, Перкине. В августе этого года Министерство образования и науки РФ утвердило Типовое положение об общеобразовательных учреждениях – казачьих кадетских корпусах, регламентирующее правила приема в подобные заведения, требования к программам обучения и принципы финансирования их деятельности.
Как известно, кадетские корпуса появились в России более 300 лет назад, а их создание имело четкую и понятную обществу цель. Подобные учебные заведения предназначались для подрастающих отпрысков дворянского сословия, являющегося по определению от рождения военнообязанным. В советской России традиция сызмальства обучать военному искусству была продолжена, но, за неимением дворян, она распространялась на детей офицеров Красной Армии и детей, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны. Нахимовские и суворовские училища были созданы в 1943-1944 и первой половине 1950 годов по принципу царских кадетских корпусов. Впоследствии они получили неформальный статус элитных образовательных учреждений для детей, и попасть туда мечтали многие советские мальчишки. Однако в связи с дискредитацией профессии военного в 90-х годах популярность «суворовцев» и «нахимовцев» резко упала.
Нынешний рост количества кадетских и казачьих училищ и классов на фоне проводимой реформы российской армии выглядит, казалось бы, нелогичным: военные училища, институты, академии неумолимо реорганизуются, сокращается число офицерского состава, на несколько лет был приостановлен набор курсантов в ряд образовательных учреждений страны. Как в этом случае будет реализовано начальное военное образование выпускников многочисленных кадетских классов и школ? Будет ли у недавних кадетов, ориентированных со школьной скамьи на защиту Отчизны, возможность получить соответствующую профессию?
Вероятнее всего, нет. Но, как оказалось, не в этом состоит цель крепнущей с каждым годом новой ветки школьного образования. Реформа Минобороны трансформировала функции военных образовательных учреждений. Теперь их главная задача – дать своим воспитанникам просто качественное образование, а военная подготовка даже в суворовском и нахимовском училищах в последние годы занимает все меньшее место в учебном процессе.
Основную цель создающихся кадетских школ точнее всего выразил вице-президент Коллегии военных экспертов России Александр Владимиров в проекте Концепции государственного стандарта кадетского образования в России. По его словам, современное воспитание подрастающего поколения не имеет своей официальной идеологической основы, а в национальной информационной сфере преобладает порочное, безнравственное мировоззрение. Поэтому цель кадетского воспитания заключается в «государственно-национальной патриотической идентификации и социализации воспитанников».
точка зрения
Альберт Слюсарь,
генерал-лейтенант, Герой Советского Союза:
– С одной стороны, российская армия сокращается, с другой – растет количество детских образовательных учреждений военной направленности. Но сегодняшним выпускникам суворовских училищ некуда поступать, чтобы продолжить военную карьеру. Многие из них, получив дипломы, уходят в гражданские сферы. Чем продиктован такой диссонанс, предположить трудно. Но уроки патриотизма лишними не бывают.
Ольга Донцова,
директор средней общеобразовательной школы №47:
– В Рязани немало кадетских классов, и в нашей школе их самое большое количество – 6 классов (159 человек). Задача кадетских классов нашей школы – не подготовка будущих профессиональных военных, а воспитание человека и гражданина, готового служить Отечеству, готового в любой момент прийти другому на помощь и уметь оказать эту помощь.
Сегодня мы имеем замечательные результаты нашей работы. Родителей, желающих отдать своих детей учиться именно в кадетские классы, с каждым годом все больше. Наши воспитанники заняты целевой подготовкой практически весь день: строевая, огневая, физическая подготовка, туризм, альпинизм, медицинская подготовка, пожарно-спасательный спорт. В этом году мы будем работать с ДОСААФ по подготовке водителей класса «В».
В России сегодня все большее внимание уделяется патриотическому воспитанию, создаются такие учреждения, как президентские кадетские классы. В настоящее время мы ведем кадетское направление в школе за счет собственных средств и сил и нуждаемся в наличии муниципальной или иной целевой программы по развитию данной деятельности.
Роман Мощенков,
капитан в отставке, генеральный директор ООО «Серп и молот»:
– Выпускник военного образовательного учреждения (не важно – училища профессиональной подготовки или кадетского класса) всегда найдет свое место в жизни и адаптируется к любым условиям гораздо легче и быстрее, нежели его гражданский сверстник.
Дети, закончившие военно-ориентированные школы, дисциплинированны, ответственны. Для них понятен смысл таких слов, как любовь к Родине, любовь к семье, долг, честь, порядочность. Приглашая нового сотрудника на работу, я всегда предпочту выпускника военного вуза или училища специалисту гражданской специальности.