Все, кто душой болеет за русскую культуру, несомненно, обеспокоены тем, что, как выразилось одно из изданий, в стране по оптовым ценам идет распродажа жемчужин. Подразумеваются в первую очередь скандальные события, связанные с продажей частным владельцам земли, принадлежавшей киностудии «Ленфильм», и той, что соседствует с музеем-усадьбой «Архангельское» в Подмосковье и является его охранной зоной. Но линия фронта между защитниками историко-культурных ценностей страны и теми, кто их транжирит, гораздо протяженнее, чем пространство между двумя указанными точками. Как ни покажется странным, проходит она и совсем невдалеке от Мемориального музея-усадьбы академика И.П. Павлова в Рязани.
Нет, в самой усадьбе продавать пока ничего не собираются. Родной дом академика как стоял, так и стоит и, кажется, не стареет год от года. В надлежащем порядке содержатся все хозяйственные постройки, цветет и благоухает Павловский сад. И все это благодаря стараниям сотрудников музея и заботе рязанских властей. Эти старания и заботу справедливо отмечают и самые обычные посетители музея-усадьбы, вкусившие всю прелесть ухоженного патриархального уголка, и специалисты, которые знают, чего стоит блюсти в центре современного города эту патриархальность.
Многие годы одной из проблем Павловского дома были две маленькие комнатки на втором этаже, которые в силу необходимости занимала администрация музея, и представлялось почти неосуществимым построить отдельное административное здание, чтобы мемориальный Дом был уж совсем Павловским.
Однако пришло время, и такое здание благодаря помощи Правительства области построили (ул.Павлова, 50). Вместило оно не только административно-хозяйственные службы, но и значительную часть музейных фондов. Здесь стали организовываться выставки, собрания, чтения, концерты, посвященные ученому. «Это наш центр по исследованию и пропаганде Павловского наследия», – говорит директор музея-усадьбы Н.А. Загрина.
Важно заметить, что административное здание, хоть и располагается на противоположной от дома Павлова и соседствующего с ним Дома науки стороне улицы, но визуально всем своим обликом составляет с ними как бы единое целое. Это тоже отмечают знающие, повидавшие в разных городах и странах достопримечательности, люди. Рассказывают, что когда в Рязань по случаю какого-то государственного мероприятия приехал министр финансов Алексей Кудрин и, улучив свободную минуту, посетил музей-усадьбу, он всему здесь был рад, все хвалил. И только взглянув на примкнувший к административному музейному зданию еще один «новострой», недоуменно спросил: «А это что такое?». Действительно, что?
Главной особенностью дома №48 по улице Павлова, который сооружался одновременно с административным зданием музея, является, наверное, все-таки не его вид (в общем-то, такой же, как и у других современных построек), а совершенно недопустимая в пожарном отношении близость к «павловскому» дому №50. Расстояние между ними всего… полметра!
Надо заметить, что по поводу пожароопасности дома №48, его внешнего вида писали в разные ведомства, но безуспешно. На беду музейщиков, владелец дома, строивший его сначала, якобы, в качестве жилого, перепрофилировал здание под деятельность организаций, и теперь в нем располагаются медицинский центр, аптека, мастерская по ремонту сотовых телефонов… Люди работают разные, многие – курящие… Вечно дымящаяся большая пепельница на подставке возле дома №48 (а значит, и дома №50) – настоящая головная боль сотрудниц музея. Их сосед с галантностью успокаивает милых женщин и – строит здание дальше, вглубь двора и все в той же опасной близости от владений музея. Крыша нового удлинившегося помещения лежит прямо на ограде музейного участка. Его водосточная труба выведена на сам участок. Между прочим, как раз рядом с тем местом, где в административном музейном здании располагается газовая котельная. Далеко ли до беды?
Опасность подстерегает музей и на противоположной стороне улицы. Там, за забором у Дома науки (забором недавно деревянным и низким, а теперь металлическим и высоченным) что-то строится. Впрочем, если пройти по улице Павлова, ничего такого не заметишь. Даже если откроешь ворота дома №21, во дворе которого идет стройка, натолкнешься опять-таки лишь на высокий металлический забор. Но внутри всех этих заграждений вырыт огромный котлован и забиваются сваи. Что строится? Работники музея этого не знают и беспокоятся. Потому, что за заборами – охранная зона музея, и возводить в ней что кому захочется никак нельзя.
Впрочем, на днях они по своему запросу получили письмо из Государственной инспекции строительного надзора Рязанской области. В нем сообщается, что в рамках своих полномочий инспекция провела проверку и выяснила: на земельном участке по адресу: ул.Павлова, дом 21 застройщик Б.П. Ефимов проводит работы по строительству индивидуального жилого дома без наличия разрешения на строительство. Без такого же разрешения проводит строительные работы на земельном участке по адресу: ул.Павлова, дом 48 застройщик С.К. Магакян. Как все это понимать?
В 1999 году, когда организация ЮНЕСКО объявила всемирный Год Павлова, улицу имени Павлова, от приборного завода до «Первомайки», было решено сделать пешеходной, и она была такой некоторое время. Сейчас от «пешеходности» остался лишь кусочек, но забрасывать мысль о возвращении этой улице статуса заповедной никак нельзя. Сегодня мы одержимы организацией туризма как одной из статей дохода, выдумываем какие-то старинные традиции и атрибуты иногда там, где их никогда и не было. А для улицы Павлова, ведущей к усадьбе великого ученого, много не надо, чтобы она стала для туристов интересной и привлекательной – специалисты знают, как сделать ее «под старину».
Но в голове надо прежде всего держать не интересы туристов, а патриотическое воспитание молодого поколения, которое справедливо называют будущим страны. «Первая школа государственности есть культ почитания великих людей родины», – писал И.П. Павлов. Узнав о том, как бездарно мы иногда распоряжаемся нашими «жемчужинами», Иван Петрович был бы, наверное, огорчен.