В общественном транспорте не платят за проезд лишь 5% пассажиров, в то время как в электричке каждый шестой (18%) – безбилетник.
Почти две трети безбилетных пассажиров (63%) считают электричку транспортом, в котором проезд можно не оплачивать, в то время как в отношении других видов транспорта это суждение высказывалось в несколько раз реже. При этом электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта: каждый пятый россиянин хотя бы раз в год пользуется пригородным поездом. Наиболее склонны к одобрению поведения безбилетников молодые люди 17-27 лет.
Относительное большинство опрошенных (39%) негативно относятся к безбилетникам, остальные воспринимают это поведение с пониманием (28%), либо безразлично (29%). При этом около 40% опрошенных признают, что резкое сокращение общественного транспорта из-за постоянного недополучения средств от безбилетного проезда в регионе отразится на жизни очень существенно. Осуждать поведение безбилетных пассажиров более склонны опрошенные старшего возраста (24% 18-24-летних против 52% пенсионеров), а также жители городов с населением 100-500 тыс. человек (44%) и сел (46%). Жители обеих столиц, наоборот, чаще с пониманием воспринимают это поведение (44%).
Каждый пятый опрошенный уверен, что наказывать за неоплату проезда не нужно (18%). Самыми эффективными мерами профилактики опрошенные считают внедрение современных систем контроля оплаты проезда (35%) и ужесточение наказания за безбилетный проезд (34%).
Половина опрошенных безбилетных пассажиров (50%) признались в том, что для них подобная поездка – это способ сэкономить. Для 17% респондентов это форма протеста против завышенных цен. Каждый десятый участник опроса заявил, что это для него обычный поступок. Правонарушением неоплаченный проезд в транспорте считает лишь 12%, при этом больше 60% уверены, что мелкая кража в магазине – более серьёзный проступок, чем безбилетный проезд.
Равнодушно к своей собственной неоплаченной поездке относится больше трети опрошенных в ходе исследования безбилетников, а чувство стыда испытывают лишь 20%.
Каждый пятый опрошенный среди безбилетных пассажиров оправдывает неоплату проезда низким качеством перевозок в городском транспорте и электричках. Но лишь каждый десятый респондент готов платить за проезд больше, если техническое состояние и обслуживание на транспорте будут реально улучшаться. Доля тех, кто готов платить на 5% больше за улучшение качества перевозок, среди пассажиров электричек составляет чуть больше трети опрошенных.
Комплексное инициативное исследование ВЦИОМ проведено в июле-августе этого года.
По материалам сайта www.wciom.ru