По земле бродит осень. Прячутся в лесу за первыми опавшими листьями грибы, нагнёшься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках останется только лист осины. Заденешь жёлтый берёзовый листок, а под ним точно такая же по цвету сыроежка. Между деревьями натянута тонкая паутина. Она опутывает со всех сторон, словно не хочет выпустить из объятий осеннего леса. Хитрая осень – то ласкает тёплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождём напоминает; скоро зима.
Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Не слышно крадётся он по земле, ловко прячется среди веток деревьев, лишь кое-где сначала мелькает среди зелени его рыжий хвост. А потом вдруг всё вокруг порыжеет, словно на каждом дереве, на каждом кустике рассядутся огненные звери. Потом спрыгнут они на землю, и ветер станет гонять по дорогам их стаи.
Не потому ли кажется, что цветочный ковёр стал беднее? Ведь слишком много ярких красок появилось вокруг. Да, неслышно подошёл первый месяц поры увядания. Рыжий лис сентябрь тихо и скромно, исподволь рассыпал золото и багрянец по рощам, дубравам, садам, палисадникам и завесил сквозные дали пеленой туманов, погнал знобкую рябь по омутам и плёсам. Таков сентябрь – переменчивый и капризный. То порадует погожими ясными днями, когда рдеют в лесных хоромах осенние праздничные уборы, а то засвистит, зашумит ветрами, начнёт сеять сквозь небесное сито долгие, скучные дожди.
Уходя, август оборвал лето. В начале сентября вокруг кажется всё по-старому: и краски прежние, и хмурые деньки. А всмотришься в зелёные дали, кажется, что горизонт будто отодвинут, вокруг тебя просторней, светлей стало. Осень яснее лета. Воздух стал прозрачней и чище, нет в нем цветочной пыльцы, и в этом весь секрет хрустальных дней сентября.
Сентябрь в совокупности – месяц и летний, и осенний. Когда возвращается тепло, забываешь о том, что уже стоит осень. Но в целом черты сентября посуровели. Идёт неуклонное сокращение светового дня, солнечной энергии, всё больше натиск холодного воздуха вместе с плавной сменой сезонных явлений определяет осенний характер сентября.
Общая температура в сентябре в наших краях составляет плюс 12 градусов. Очень тёплым месяц сентябрь был в 1909 и 1937 годах, когда этот показатель поднимался до 13,7 градуса, в холодные – «сползал» до 7,4 градуса. Самая низкая суточная температура была зафиксирована в 1881 году – минус 8,5 градуса, а самая высокая, плюс 32 градуса – в 1890 году.
Сентябрю как осеннему месяцу полагается обладать непостоянным характером. С утра – дождь, с обеда – солнце, или с утра – солнце, а с обеда – дождь. Бывает, на круглые сутки заладит мелкий, нудный дождь, который в народе называли – «чичер». Сентябрьская норма осадков в нашей местности составляет 37 мм. В последнее десятилетие в 2002 г. выпало – 106 мм, в 2006 г. – 73 мм, 2007 г. – 77 мм, в 2010 г. – 19 мм.
Из-за вторжения арктического воздуха настаёт похолодание, ночами могут появиться заморозки. Ранние утренники отмечены в 1972 г., 8 сентября сильный заморозок побил ботву картофеля, помидоров, после изнуряющей жары и длительной засухи практически оставил население без второго хлеба – картофеля. Чаще всего интенсивность злых утренников нарастает со второй половины сентября. По количеству и силе заморозков удивил сентябрь 2010 года – всего 13 злых утренников после иссушающей засухи.
Когда возвращается тепло, забываешь о том, что стоит уже осенний месяц. Погожим, светлым и сухим простоял сентябрь в 1924, 1934, 1935, 1939, 1944, 1947 годах. Особенно хорошей стояла погода в 1934 году. В Европейской части повсеместно наблюдались фенологические аномалии: по второму разу цвели вишни, брусника, иван-чай, купальница, донник. Кое-где малина и земляника дали второй урожай ягод. Будто в мае, квакали лягушки, как летом вылетали комары, и даже птицы, перепутав календарные сроки, призывно пели. Бабье лето в ту пору простояло с 1 по 25 сентября.
Бабье лето в обычные годы устанавливается со второй половины сентября до первой пятидневки октября. Как великолепны эти дни! Сверху припекает солнышко, озаряя свод неба, тихий воздух прозрачен, сух, кажется, ненароком лето вернулось, зазеленела трава, запестрели луговые цветы. Прелестна в эту пору среднерусская природа, особенно поляны смешанных лесов. Дуб, осина, берёза, перемежаясь зарослями рябины и орешника, наперегонки наливаются густым румянцем. Подоспел праздник увядания – рады теплу цветы. По-прежнему полна прелести пижма: жёлтые соцветья, с виду похожи на головки безлепестных ромашек, листья же как у рябины, отсюда и второе название – дикая рябина. Не меркнет белизна тысячелистников, голубые соцветия цикория далеко видны и очень красивы.
Бабье лето покрасовалось, побаловало теплом и отошло. Немного спустя прошла рубежная дата – осеннее равноденствие (23 сентября). Солнечного тепла все меньше, почва и воздух заметно выхолаживаются. Прихваченная прохладой утренников, сыплется с деревьев багряная листва. Припадают дождички – сентябрьские осадки благотворны для садов и озимых. Полезны они и для ярового клина.
Последние дни сентября оглашаются криками отбывающих гусей и журавлей. Пернатые останавливаются на перелетах – подкормиться. Тут на их голову целая армия алчущих охотников. Осень окончательно вступила в свои права на излете сентября.