Говорят, что человек никогда не устает смотреть на звездное небо, водный поток и пылающий огонь… К этому перечню смело можно прибавить работу кузнецов. Зрелище просто завораживающее. В действе заключен и смысл, и таинство, наполненное колоссальной энергетикой. Может, поэтому в древности кузнечное ремесло считалось священным. Не зря же им занимались боги. Древнегреческий Гефест, скандинавский Вёлунд, славянский Сварог... Все они отличались успехами в кузнечном деле.
Каждая вещь, выкованная кузнецом, могла рассказать о его характере, об уровне мастерства.
К сожалению, со временем ручную ковку едва не забыли. Может быть, потому что древнее ремесло постепенно стали вытеснять машины и станки.
Спохватились в восьмидесятых. Энтузиастам пришлось затратить немало времени на поиски утраченных технологий и умельцев. Сейчас, по единодушному мнению представителей Союза кузнецов России, интерес к ремеслу заметно возрос не только в нашей стране, но и в Европе. Проводятся различные фестивали, ярмарки, мастер-классы.
По мнению доктора исторических наук института археологии РАН Владимира Завьялова, большим плюсом таких фестивалей является то, что в период их проведения удается сочетать научный подход в изучении древней металлообработки и демонстрацию работы кузнецов. «Многие металлургические процессы основаны на технологиях древности, а потому, забывая их особенности, мы очень многое можем упустить», – сказал Владимир Игоревич.
Кузнец-оружейник Леонид Архангельский с таким мнением согласен – старинные технологии ковки надо восстанавливать. Он рассказал, что в детстве в оружейном музее увидел сабли и ножи, которые произвели на него огромное впечатление. Картинки восстановились в памяти значительно позже, когда, будучи студентом «Бауманки» (он учился по специальности «инженер-механик двигателей летательных аппаратов»), запоем читал книги по металлообработке. Многое пытался сделать своими руками. Рассказывает, что очень на тот момент нуждался в учителях. Узнав о том, что существует Союз кузнецов, вступил в него. Со временем удалось восстановить секреты варки булата и ковки дамаска.
У каждого из кузнецов, приехавших на фестиваль, своя история, как выковал первый нож, доспех, саблю или подкову, но всех их объединяет интерес к кузнечному делу.
Что касается площадки проведения, то Истье выбрано не случайно. В старинном селе издревле владели секретами получения железа. В петровские времена в Истье был построен чугуноплавильный и железоделательный завод, который является одним из самых старых металлургических заводов. Сохранился уникальный промышленный комплекс Хлебниковых, владельцев предприятия, включающий жилой дом и домну. Это единственный образец плавильной печи XVIII века, который сохранился в Европе только на территории Рязанской области в селе Истье.
Об истории предприятия, особенностях производства и обработки металла гостям фестиваля рассказали на конференции, в которой приняли участие члены Союза кузнецов России, специалисты кузнечного дела, представители института археологии и музея техники (Брно), Московского государственного института стали и сплавов, Псковского археологического центра.
На конференции обсуждались различные вопросы, в том числе – получение железа сыродутным способом, секреты получения булата, особенности металлографии и проблемы изучения металлообработки в образовательных учреждениях.
точка зрения
Леонид Архангельский, кузнец-оружейник:
– Знания старых технологий обработки металла не должны теряться во времени, потому что без них невозможно продвигать эту отрасль вперед. Когда мы работали над созданием «Бурана», то сопла двигателя орбитального маневра были выполнены из аналога дамасской стали. То есть, несмотря на высокие технологии, основа была все же древняя. Из прошлого надо брать огонь, а не пепел, чтобы в будущем у нас было светло и тепло.
Александр Навроцкий,
первый директор музея кузнечной науки и техники, декан факультета технологии художественной обработки материалов Русской академии ремесел:
– Мы сейчас проводим выпуск специалистов: кузнецов-художников, кузнецов-оружейников, планируем организовать новую специальность «кузнец-реставратор». Я долгие годы посвятил возрождению секретов кузнечного ремесла, писал учебники, книги. 15 лет преподавал в средней школе и учил детей с 6 по 9-й класс основам ковки. После 10 класса они без экзаменов могли поступить на факультет технологии художественной обработки материалов в Московскую государственную академию приборостроения и информатики. Сейчас такая специальность есть в сорока вузах страны. Это радует и дает надежду, что секреты древних мастеров не будут утрачены.
Надежда Мишина,
начальник отдела развития туризма регионального комитета по культуре и туризму:
– Идея организации фестиваля в Истье появилась давно, и только в этом году мы наконец-то смогли ее реализовать, соединив наши народные промыслы на одной площадке. Очень надеемся, что фестиваль станет ежегодным, рамки его будут расширяться. Если в этом году мы пригласили на фестиваль теоретиков и мастеров определенного вида ковок, то в следующий раз мы планируем рамки фестиваля расширить.
Михаил Раткин,
региональный представитель Рязанского отделения Союза кузнецов России:
– Этот фестиваль поднимает проблему незаконно забытого кузнечного ремесла. Впервые на нашей площадке мы собрали вместе как теоретиков, так и практиков. Помимо этого, очень хочется привлечь внимание к состоянию уникального памятника в Истье, который не имеет аналогов в Европе и нуждается в сохранении и реставрации. Домну обязательно надо сберечь для будущих поколений. Не секрет, что память о прошлом должна сохраняться, чтобы не разрывалась времен связующая нить.