Началось общественное обсуждение законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Любой желающий может зайти на сайт Минздравсоцразвития и Фонда общественного мнения, оставить свой отзыв, внести предложения по совершенствованию документа.
Необходимость его вызвана временем. Нормы соответствующего закона 1995 года давали большую самостоятельность регионам в определении объемов прав граждан на социальное обслуживание. Получалось, что в регионах побогаче и льготники чувствовали себя лучше. Отсутствовали четко прописанные основания для признания граждан нуждающимися в социальной помощи, а содержание услуг не было конкретизировано. Законодатели решили устранить это неравенство и ввести единый стандарт соцуслуг по всей стране.
По-разному толковать понятие «трудная жизненная ситуация» теперь не удастся – в проекте закона его смысл разъяснен: «обстоятельство, объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), последствия которого он не может преодолеть самостоятельно». Описываются и другие понятия, например, «индивидуальная нуждаемость», «социальная услуга»…
Документ определяет, кому положены социальные услуги бесплатно вне зависимости от доходов, – всем гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, в стационарных условиях, а также несовершеннолетним детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям-инвалидам.
Но есть еще социальные услуги, оказываемые в условиях нестационарных и на дому. Сейчас они предоставляются за деньги тем гражданам, чей доход превышает прожиточный минимум. В новом законопроекте планку доходов для бесплатной помощи планируется поднять до полутора величин прожиточного минимума. Таким образом, количество получателей бесплатной социальной помощи должно вырасти. Сегодня средний размер пенсии по стране примерно 8 тыс.рублей, а федеральный прожиточный минимум около 6,5 тысячи. Повышение денежных выплат пенсионерам привело к тому, что многие из них выбыли из категории получателей социальных услуг, однако не перешли в разряд материально благополучных граждан. Законопроект позволяет сохранить за ними право на получение бесплатной социальной помощи, виды которой тоже прописаны в документе. Если же необходимой услуги в перечне нет, то плата за нее не должна превышать 25 процентов разницы между доходом нуждающегося и его прожиточным минимумом.
Можно предположить, что изменение верхней границы минимальной величины среднедушевого дохода уменьшит объем платного сектора социальной помощи. «Поднимая планку до полутора минимумов, мы ограничиваем рост оказания платных услуг», – цитирует заместителя министра здравоохранения и социального развития Максима Топилина газета «Труд».
Это позволяет надеяться, что для автономных учреждений социального обслуживания вырастет объем государственного задания, а в сферу платности перейдут услуги с более высоким сервисом.
Вместе с тем бюджетное бремя регионов еще более возрастет с ростом количества нуждающихся в социальной помощи. Как известно, за соцобеспечение отвечают субъекты Федерации, а в пояснительной записке к законопроекту сказано, что его принятие не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета. Возможно, таким решением просто пытаются стимулировать региональные власти к повышению жизненного уровня населения.
Не забыли разработчики документа о вежливости, обязав получателей соцуслуг «воздерживаться от угроз, грубости, оскорбительных выражений» в адрес соцработников. «Моральный кодекс» самих социальных работников обошли стороной. Видимо, и так подразумевается, что на этих должностях находятся люди милосердные, ведь по уровню доходов они не слишком отличаются от своих подопечных.