С каждым годом в России становится все больше бездомных – такую неутешительную статистику приводят специалисты. И Рязань в этом плане не исключение. Сколько точно в городе людей без определенного места жительства, сказать сложно, но очевидно, что всем им необходима помощь.
Специально для этого на базе комплексного центра социального обслуживания населения города Рязани недавно создана служба «Социальный патруль». По словам ее заведующей Оксаны Егоровой, пока основной упор делается на то, чтобы ознакомиться с местами «дислокации» подобного контингента, узнать, в чем первую очередь нуждаются бездомные и малоимущие рязанцы.
Три раза в неделю микроавтобус «Социального патруля» выезжает на улицы областного центра. «Два дня в неделю обходимся своими силами: с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, работают наши специалисты – социальный работник, юрист и психолог, – поясняет Оксана Егорова. – И еще один раз в неделю проводим рейд совместно с сотрудниками полиции».
На улицах Рязани
В одном из рейдов «Социального патруля» принял участие наш корреспондент. Объезд начали с Соборной площади. Поблизости ни одного бездомного. По словам социальных работников, их, скорее всего, «напугал» дождик, да и утром в пятницу на набережной у Кремля много не заработаешь.
Следующая точка – Борисо-Глебский собор. Сюда ежедневно приходят за милостыней десятки бездомных и малоимущих. Но то ли приехали мы относительно поздно – было уже 9.30, – то ли опять же сильный дождик помешал, только у дверей храма застали всего одну женщину, пришедшую за подаянием. Надежде, как она говорит, 31 год. Никаких документов у нее нет – потеряла. Но крыша над головой, по ее словам, имеется. Живет вместе с гражданским мужем и его матерью в пригороде Рязани. В храм Надежда приехала, потому что у семьи нет средств к существованию. «Я упала и сильно повредила ногу, долго лежала, а мой супруг – после операции, так что кушать дома нечего», – делится женщина. Невооруженным глазом видно, что Надежда действительно нуждается в медицинской помощи, да и документы требуется восстановить. Специалисты службы «Социальный патруль» обещают, что сделают все, от них зависящее, чтобы помочь. А пока дают женщине обувь и теплую одежду.
Ближе к 11.00 к благотворительной столовой № 7, расположенной на улице Мюнстерской, стекаются малоимущие горожане, чтобы бесплатно пообедать. Заходим в столовую, видим – в основном собрались здесь пенсионеры. Екатерина Ивановна – одна из них. Она рассказывает, что, хоть и есть у нее собственные квадратные метры, но вся пенсия (минимальная) уходит на оплату коммунальных услуг.
Виктория также приходит в столовую за благотворительными обедами. Она одна воспитывает двух дочерей – одиннадцати и семнадцати лет. Причем старшая девочка имеет инвалидность. «Я не могу устроиться на работу на полный день, ведь дочь нельзя надолго оставлять одну, – делится Виктория, – поэтому работаю на полставки». На вопрос сотрудников службы «Социальный патруль» о том, какие вещи необходимы, женщина отвечает, что у нее все есть, а вот детям очень нужны осенняя и зимняя обувь.
К микроавтобусу службы «Социальный патруль» подходит Евгений, мужчина лет сорока-сорока пяти. Он говорит, что вот уже несколько лет живет на улице. Не стесняясь, рассказывает, как дошел до жизни такой: после прохождения срочной службы остался в Амурской области, там обзавелся семьей, родились дети. Потом с супругой развелся, из дома выписался, чтобы прописаться в квартире матери в Минске. Но там Евгения не прописали, так как нет у него белорусского гражданства. «Погостив немного у матери, вновь поехал в Россию на заработки, – рассказывает мужчина. – Три года назад по найму устроился в Ряжске, связался не с теми людьми, потерял паспорт и оказался на улице. Сейчас перебиваюсь случайными заработками, но очень хочу вернуться к нормальной жизни».
Сотрудники службы «Социальный патруль» записали все данные Евгения и обещали помочь с восстановлением документов. Правда, предупредили, что сделать это будет не так-то просто, ведь прежде придется отправить запрос в Амурскую область и связаться с родственниками, которые живут в Белоруссии, а на все это нужно время.
Под открытым небом
По пути Оксана Егорова рассказывает, что зачастую на улицу оказываются выброшенными не только отдельные люди, но и целые семьи: «В один из рейдов мы познакомились с семьей, которая местом для ночлега выбрала Скорбященское кладбище. Папа, мама и четырехлетний ребенок жили буквально среди могил. Со слов взрослых, без жилья их оставили собственные родители, обманом продавшие дом».
В ходе нынешнего рейда этой семьи мы не обнаружили. Их соседи по несчастью, живущие здесь же, на кладбище, сказали, что семейство отправилось пережидать холода к дальним родственникам в деревню. Долго ли они там будут гостить, неизвестно.
* * *
Служба «Социальный патруль» начала свою работу с 1 июня этого года. Ее штат укомплектован. «К сожалению, у нас нет своего помещения, где мы могли бы, к примеру, раздавать или принимать гуманитарную помощь, а также предоставлять место для ночлега тем, кто по каким-то причинам оказался на улице, кормить их горячими обедами», – сетует Оксана Егорова.
Пока единственное, что могут сделать специалисты службы, – помочь в восстановлении документов. Но и тут возникают определенные трудности. Например, чтобы восстановить паспорт, нужно заплатить госпошлину, сделать фотографию. Вот только средства на это в бюджете службы «Социальный патруль» почему-то не заложены. Приходится искать спонсоров. Получается, что цель вроде бы благая, а средства на ее реализацию отсутствуют.
Хочется верить, что все недочеты возникают потому, что дело это новое, и постепенно у службы «Социальный патруль» появятся и свое помещение, и необходимое финансирование. Тогда социальная и медицинская помощь людям без определенного места жительства будет оказываться в полном объеме.