Журнал «Современное есениноведение» – научно-методический. И это создает представление о нем как слишком серьезном издании для литературоведов, специалистов, глубоких знатоков творчества нашего великого земляка. Но каждый новый номер журнала, выпускаемого Рязанским государственным университетом с 2004 года, приносит внимательному читателю новые знакомства и открытия, новые имена, входящие в плеяду есенинской поэзии.
В очередном 16-м выпуске много всего интересного и неожиданного, открывающего новые грани творчества Сергея Есенина. Важно, что журнал не сосредоточивается исключительно на одном имени, очерчивает круг соратников, современников, единомышленников Есенина.
О Есенине много написано – слишком велик всегда был интерес к нему, его жизненным обстоятельствам, его привязанностям, его друзьям и врагам. Надо сказать, что при жизни сам Сергей Александрович этот интерес к себе прямо-таки провоцировал. Судьба поэта, неожиданно прервавшаяся, а потом тщательно скрытая от современников и потомков, породила массу версий, домыслов, устойчивых стереотипов. Именно поэтому все, кто занимается изучением наследия великого поэта, так или иначе вглядываются в круг людей, близких ему. Новые свежий взгляд со стороны часто разрушает давно сложившиеся представления о той или иной личности. В новом номере журнала «Современное есениноведение» именно это происходит с Анатолием Мариенгофом. Автор нашумевшего в свое время «Романа без вранья» и других откровенных мемуаров имеет давнюю и дурную репутацию в отечественных литературных кругах. Но вот профессор Бристольского университет Гордон Маквей попытался внимательнее взглянуть на личность Мариенгофа, вооружившись багажом знаний, почерпнутых в современных зарубежных исследованиях. И раскритикованный современниками, критикуемый и сегодня поэт и прозаик из ближнего есенинского круга предстает перед нами иным, достаточно сложным и неоднозначным человеком.
В круг есенинской поэзии, представленный в этот раз журналом, входят вполне неожиданные фигуры – Леонид Андреев и Михаил Шолохов, Инна Лисянская и Николай Шундик, Дмитрий Белов, Павел и Татьяна Радимовы, народный художник России В. Цыплаков и современница поэта Е.С. Холина.
Всегда приятно встречать на страницах журнала имена давно знакомых и любимых авторов. Это рязанский журналист Галина Чернова, театральный режиссер и искусствовед Роман Маркин, художник Станислав Анфимов и краевед, большой знаток жизни и творчества С. Есенина, наш давний автор Юрий Блудов. Трудно не удивляться тому, с какой тщательностью Юрий Вадимович изучает жизненные обстоятельства и круг общения Сергея Есенина. Сколько адресов, связанных с поэтом, и новых имен из его окружения ему удалось открыть. Героем его новой публикации стал забытый есенинский адресат – поэт Дмитрий Белов.
Галина Чернова напомнила читателям об авторе первого драматического произведения о жизни Сергея Есенина, писателе Николае Шундике, которому довелось жить в Рязани, возглавлять областную писательскую организацию, написать роман о рязанских событиях начала 60-х годов прошлого века и, к сожалению, быть практически забытым на рязанской земле. Юбилей Николая Шундика, случившейся в прошлом году, у нас никак не отмечался. Жаль.
Галина Иванова рассказывает на страницах журнала о другом нашем известном земляке, принадлежавшем к есенинскому кругу, о художнике и поэте Павле Радимове. Его творчество, общественная деятельность оставили глубокий след в отечественном искусстве, о котором автор статьи довольно подробно рассказывает. Но, наверное, лучше любых слов об этом замечательном человеке говорит его чудный снимок с голубями, опубликованный журналом. Так бывает, что зрительный ряд служит продолжением литературного исследования.
Сегодня мы публикуем в сокращенном варианте статью Валентины Кузнецовой о музейной практике мурманских любителей есенинской поэзии в Константинове, состоявшейся в 1986 году. Рассказ этот, интересный сам по себе, дорог нам еще и тем, что на его страницах оживают люди, которых уже нет с нами. Среди них – незабываемые Лидия Алексеевна Архипова и Антонина Петровна Усаченко. Они тоже входят теперь в есенинских круг, который все расширяется. До размеров Вселенной.