Президент Дмитрий Медведев дал сразу несколько поручений в сфере образования по итогам состоявшегося в конце августа заседания комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
На заседании в первую очередь говорилось о развитии российской школы, о болевых ее точках, путях решения назревших проблем. В этом году в России приступили ко второму этапу осуществления программы модернизации региональных систем образования, и на ближайшие три года без учета текущего содержания школ запланировано выделить регионам, как сказал Президент, около 120 миллиардов рублей федеральных субсидий. Это немалые средства, и надо сделать все для того, чтобы они тратились максимально эффективно. Главная цель: необходимо создать условия для получения всеми детьми качественного образования.
И вот одно из поручений, данных главой государства Правительству: сформировать механизмы, в том числе организационно-управленческие и финансовые, обеспечивающие выполнение этой задачи на основе имеющегося положительного опыта.
Опыт есть самый разнообразный. Например, со времен перестройки и до нынешней поры физику и математику в некоторых наших школах преподают и почти всегда успешно выпускники рязанского высшего радиотехнического учебного заведения. Поэтому вполне понятно еще одно недавнее поручение Президента: разработать механизм привлечения молодых специалистов и аспирантов к преподаванию в школе профильных предметов, соответствующих их специальности.
Материально-техническая база российских школ – давняя головная боль учителей, часто вынужденных (при нынешнем-то научно-техническом прогрессе) объяснять ребятам свой предмет «на пальцах». Поэтому следует только радоваться распоряжению: разработать и внедрить рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебниками и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. Только вот срок исполнения маловат: к 1 декабря этого года. Успеют ли?
При всей важности «материальных» вопросов всему голова в образовательном процессе – это, конечно же, учитель. От его готовности шагать в ногу со временем, отвечать на вызовы времени в огромной степени зависит степень подготовленности к жизни вчерашних школьников. Поэтому в будущем учителей самих будут много учить, непрерывно образовывать. Ряд поручений Президента направлен на то, чтобы разработать и реализовать комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.
Обращает на себя внимание, что на августовском заседании комиссии по реализации национальных проектов о директорах, руководящем составе школы говорилось только как о менеджерах. Но ведь в русской, российской школе директор всегда был, прежде всего, учителем учителей, то есть в большой мере их духовным наставником. Следует ли об этом забывать в наш период духовного обнищания, в том числе и (к огромному сожалению) учителей?
Возвращаясь к главному вопросу, обозначенному Президентом (всеобщее качественное образование), нельзя не сказать и о будущих изменениях в ЕГЭ, который, выражаясь современным языком, по-прежнему остается хитом сезона. Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину уже к февралю будущего года изменить саму модель оценки школьных знаний, включив в нее школьные и внешкольные достижения учащихся. В стране должен быть создан механизм школьных портфолио, которые будут учитываться при поступлении в вуз. Идея хорошая, справедливая, но специалисты опасаются, что система портфолио породит еще большие взятки.
точка зрения
Ярослав Кузьминов,
глава комиссии по образованию Общественной палаты РФ:
– Систему обеспечения учета школьных и внешкольных достижений учащихся в течение всего периода их обучения невозможно разработать к 2012 году. На нее уйдет до пяти лет. Во-первых, можно добавить к результату ЕГЭ среднюю оценку по профильному предмету с 7-го класса. Такая схема снижает шансы тех, кто купил оценочку в 11-м классе. Второй вариант – введение в 9-м классе государственной аттестации, результаты которой добавятся к госэкзамену. Третий вариант — учет побед в олимпиадах (сейчас вузы имеют право выбора: учитывать победу в олимпиаде как 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету или сразу зачислить такого абитуриента), а также грамот за работу в кружках и тому подобную «характеристику поведения». Если учащийся хочет получить в портфолио успехи в интеллектуальном соревновании, то должен участвовать в олимпиадах минимум три года, чтобы не было внезапных победителей.
Олег Смолин,
заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы РФ:
– Предполагается, что будет создан резерв потенциальных руководителей, и раз в год он должен обновляться. Такая практика уже существует во многих областях, и в этом нет ничего плохого. Главное – что последует за этой инициативой, ведь зачастую, как показывает российская практика, у нас наблюдается ситуация, когда кадровый резерв существует сам по себе, а назначение новых руководителей происходит само по себе. Для того, чтобы повысить эффективность руководства в школах и органах образования, нужно применять не механизм назначения, а механизм выбора.
Ольга Сумина,
учитель русского языка и литературы школы №34 г.Рязани:
– Аспиранты и выпускники непедагогических вузов просто не смогут преподавать в школе. Несомненно, многие из них имеют углубленные знания по профильным предметам, соответствующим их специальности. Но только одних этих знаний недостаточно, чтобы работать в школе. Необходимы еще знания и методики преподавания, и умение налаживать контакт с учащимися.
Попытки привлечения к обучению детей далеких от педагогики людей уже были в нашей истории. Они описаны во многих классических литературных произведениях, к примеру, в «Капитанской дочке», «Евгении Онегине», «Недоросле».