Современные технологии позволяют петь даже безголосым. Но оперный театр пока пренебрегает технологиями. Здесь нужна техника пения и человеческий голос. В свое время знаменитейший и любимый зрителем Муслим Магомаев ушел со сцены потому, что не хотел тратить силы на сбережение голоса и поддержание творческой формы. Как сам признавался, леность мешала. Такое бы «легкомыслие» большинству современных кумиров публики.
В сущности, коллеги с телевидения движутся по избранному пути: были ведь уже и танцы, и фигурное катание, и цирк со звездами. Наверное, следующим этапом будет освоение нашими эстрадными дивами балетных па. Анна Семенович будет изображать Жизель, а Валерия крутить фуэте. Дилетантство царит на телевидении. Нам как будто пытаются объяснить, что нет мастерства, искусства, таланта. Есть только техника: два-три расхожих приема – и все выглядит вполне сносно. Искусство для плебса — и так сойдет.
Пренебрежительное отношение к подлинному профессионализму стало признаком времени не только на ТВ. У нас заводами руководят люди, не имеющие инженерного образования, в образовании подвизаются управленцы, никогда не работавшие в школе, политические процессы организуют не политики, а политтехнологи... Список можно продолжать.
Эта наивная уверенность в универсальности простых схем уже принесла нам немало потерь — очень серьезных. И не стоит видеть в наших многочисленных ЧП, авариях и катастрофах только звериный оскал капитализма: мол, ради прибыли олигархи готовы на все. На все готовы и артисты, завлабы, врачи... Достоинство профессии, элитарность мастерства будто бы остались в прошлом.
Но почему мы тогда с таким упорством отыскиваем то искусных гончаров, то мастеров кузнечного дела, то уникальных ювелиров. Их мастерство ценится, дорого стоит, востребовано рынком, потому что – редкость.
Это, правда, не мешает дешево ценить труд профессионалов в сегменте массовых профессий, платить копейки врачам, учителям, инженерам. Вот и не хватает сегодня профессионалов ни в школе, ни в больнице, ни на заводе... Вроде бы опомнились в последнее время – возрождаем материальное стимулирование. Но может случиться так, что повышенные зарплаты будет просто некому платить. Цепочка профессионализма порвалась не в одном звене, а по все длине — от вуза до цеха, от министерства до предприятия.
Конечно, так можно очень далеко уйти в рассуждениях от призрака оперы. Массовая культура и оперу хочет сделать своей — простой и понятной. Примитивной. А если вам не по нраву такая вот примитивная Кармен, отправляйтесь в резервацию канала «Культура». Чего вам еще?
Участники и организаторы шоу на ТВ не могли предусмотреть двойственности произведенного эффекта. Отправив дилетантов на театральную сцену, они в жюри пригласили Любовь Казарновскую и Зураба Соткилаву. Мастера оперной сцены, конечно, очень стараются быть добрыми и снисходительными. Но в самой их снисходительности сквозит превосходство профи. Они так сожалеют и сочувствуют, как патриции сочувствовали варварам – что с них возьмешь, они только и могут петь и смеяться, как дети.
Когда-то была в моде художественная самодеятельность. Из нее редко выбирались на профессиональную сцену. Ты мог быть виртуозом художественного свиста, но дорога на профессиональную сцену для тебя была закрыта – не тот жанр. Сейчас этот художественный свист стал доминировать на подмостках и мстит искушенным зрителям за былой снобизм, забывая при этом, что массовым бывает слушатель, а не искусство.