00:25 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1365

PRO ЭЛЕКТРИЧКУ

«Правда ли, что за пригородное пассажирское сообщение теперь отвечают пригородные пассажирские компании, услуги которых теперь должны оплачивать региональные власти. Но если у них не будет денег, то и электричек больше не будет?

Н. Смирнов,
г. Спас-Клепики»

С 2011 года всеми вопросами пригородных перевозок занимаются пригородные пассажирские компании (ППК), а региональные власти, выступая в роли соучредителей этих компаний, не только утверждают тарифы на перевозки, но и должны возмещать железнодорожникам из своих бюджетов разницу между реальной и экономически обоснованной стоимостью проезда.

Необходимым является заключение договора между перевозчиком (в зоне обслуживания Московской железной дороги – Центральной пригородной пассажирской компанией (ОАО «ЦППК»)) и субъектом Федерации. В договоре прописываются все вопросы, связанные с организацией пригородных перевозок и ответственностью сторон: как по предоставлению услуг, так и по оплате этих услуг.

Согласно типовым условиям договора, регион рассчитывает по­требность населения своей территории в железнодорожных перевозках, заказывает необходимый объем транспортных услуг у компании-перевозчика и устанавливает доступную для большинства пассажиров стоимость билетов. ЦППК рассчитывает экономически обоснованный уровень тарифа и предъявляет региональным властям расчеты ожидаемого финансового результата при существующих тарифах.

Железнодорожный транспорт во всем мире является относительно дорогим средством передвижения из-за включения в цену перевозки инфраструктурной составляющей (стоимости содержания путевого хозяйства). У автомобильного транспорта такая составляющая отсутствует. В европейской практике существует механизм государственной компенсации этих затрат для железнодорожных компаний. Так, в Германии на 1 евро, оплаченный пассажиром через стоимость билета, государство компенсирует 6 евро.

В России подобный механизм введен, но пока не работает в полном объеме. Из 35 млрд. рублей выпадающих доходов перевозчиков в 2010 году региональные власти компенсировали только 10% (3,5 млрд. рублей). Расчеты показывают, что для нормальной безубыточной деятельности ППК на 1 рубль, оплаченный пассажиром, государству достаточно компенсировать 1 рубль 20 копеек из бюджетных средств. РЖД удалось убедить субъекты Федерации направить в министерство финансов заявки на полное возмещение затрат ППК. В итоге Правительство поручило заложить в федеральном бюджете на 2011 год около половины необходимых средств (25 млрд. рублей) для субсидирования региональным бюджетам этих затрат.

Таким образом, выполнено принципиальное условие для существования и развития пригородных перевозок, которое позволит вывести их на безубыточный уровень, и сделает этот сегмент привлекательным для частного бизнеса.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 181 (3984) от 28 сентября 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Художественный свист
Зачем на Первом канале ТВ заставили звезд эстрады петь оперные арии? Авторы проекта продолжают утверждать, что таким образом хотят привлечь внимание телезрителей к классической музыке. ...
Ирина Сизова
Рязанцы вновь в призерах
В четвертый раз в г. Шымкенте (Республика Казахстан) прошел международный поэтический конкурс
Читайте в этом номере: