На прошлой неделе в Москве проходил социальный форум. Его организаторами выступили Общественная палата, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Правительство Москвы. Обсуждались проблемы реформирования социальной политики России.
Участники форума обсудили документ, в котором обозначили свой взгляд на модернизацию социальной сферы. Сегодня в этой сфере используются механизмы еще социалистического общества, зачастую формирующие у граждан иждивенческий подход к социальному обеспечению. Мировой опыт призывает нас активно привлекать население, гражданское общество к оказанию социальных услуг. У нас в России есть собственный такой опыт оказания помощи беспомощным, бездомным, инвалидам, пожилым людям. Этим занимаются общественные организации, волонтеры, разного рода благотворительные фонды и неправительственные организации. Это и понятно – государству одному с этим кругом проблем не справиться. Достаточно напомнить, что в прошлом году социальную помощь и социальные услуги в разных видах получали около 19 миллионов россиян – это 13 процентов населения, в стране действует около пяти тысяч учреждений социального обслуживания. Как сообщила на форуме министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, в текущем году более 135 миллиардов рублей направлено только на укрепление и развитие материально-технической базы социальных учреждений.
Сейчас разрабатывается и обсуждается новый законопроект «Об основах социального обслуживания населения в РФ». На его обсуждение будет отпущено девять месяцев. Законопроект предполагает установление единых на всей территории страны правил оказания социальных услуг, устанавливаются единая планка и стандарты, которые регионы будут обязаны соблюдать. Пока объем и качество социальных услуг сильно различаются по регионам, что противоречит принципу социальной справедливости. Серьезным новшеством законопроекта будет уровень доходов, от которого граждане имеют право на бесплатные соцуслуги. По действующему законодательству – это один прожиточный минимум, в новом законе предлагается более высокий стандарт – не менее полутора прожиточных минимумов. Не исключено, что в ходе обсуждения законопроекта эта планка повысится. На интернет-сайте общественного обсуждения проекта фигурируют уже более 150 предложений общественности к нему.
У нас есть потрясающие разработки в сфере инновационных социальных технологий, но надо показать их людям, необходимо обучение, тиражирование успешных практик. Вы думаете, их нет в нашем регионе? Но стоит припомнить, сколько социальных акций, направленных на помощь конкретным нуждающимся в помощи людям, проходит в области, и пресса о них рассказывает. Помощь ветеранам труда и войны, детям-инвалидам, одиноким старикам, бездомным, матерям-одиночкам, детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации… Ею занимаются общественные некоммерческие организации, волонтеры, студенческие отряды, детские организации, благотворительные фонды, религиозные общины, просто граждане… Стоит, наверное, подумать о том, как аккумулировать и распространить этот опыт, как его приумножить.
В Рязанской области в этом году началась реализация целевой программы «Старшее поколение». Но сама идея поиска приемной семьи для одинокого пожилого человека останется только идеей, если не найдутся люди, готовые помочь старикам. Университеты третьего возраста, которые создаются и успешно работают в муниципальных образованиях, не получат развития, если туда для работы с пожилыми слушателями не придут творческие люди, готовые поделиться собственным умением и душевным теплом.
Люди любого возраста и материального положения, нуждающиеся в человеческом внимании, в помощи, оценят эту помощь,и это внимание только тогда, когда оно направлено от человека к человеку, от сердца к сердцу. И здесь государству необходимо партнерство с гражданским обществом.
точка зрения
Юлия Москвина,
представитель инициативного движения «Пациентский контроль», региональный специалист программно-целевого благотворительного фонда «Свеча»:
– Наше общество по-прежнему остается милосердным, и людей, готовых помогать бескорыстно, немало. А в помощи нуждаются очень многие. Например, мы работаем с наркозависимыми и ВИЧ-инфицированными людьми. Той поддержки, которую оказывает государство, сегодня недостаточно для реабилитации и адаптации тех, кто попал в беду. Если рядом не случится неравнодушного человека, то больной фактически остается один на один со своими многочисленными психологическими и социальными проблемами. Однако, как это ни парадоксально, общественности, готовой бескорыстно подставить плечо, тоже нужна помощь от государства. Например, мы пытались организовать пункты питания для бездомных людей, нашли бесплатное помещение, но санэпидемстация не дала разрешения. Более того, нередко именно государственные нормы и правила не дают общественности активно включиться в процесс оказания социальных услуг.
Елена Тополева-Солдунова,
директор Агентства социальной информации:
– Государство должно понять, что оно в одиночку не сможет справиться с модернизацией социальной сферы. И это нормально, то есть государству не придется при этом расписываться в своей беспомощности, но оно должно честно сказать, что без вовлечения граждан невозможно социально модернизировать Россию. У нас на самом деле есть совершенно потрясающие наработки в сфере инновационных социальных технологий. Опыт этот получен в разных регионах страны. Самое главное – нужно людям показать, что они в этой области многое могут сделать сами, но для этого нужно возбудить в них воодушевление, нужно обучение, тиражирование практик, зарекомендовавших себя успешными.
Людмила Швецова,
заместитель мэра Москвы по социальной политике:
– Кроме всего прочего, мы должны думать сегодня о нескольких вещах, которые, на мой взгляд, являются очень важными и пока нерешенными у нас в городе, мы должны модернизировать систему социальной защиты таким образом, чтобы максимально помочь семьям не выталкивать из семьи «на казенку», как это принято говорить, больных детей и немощных стариков. Да, конечно, у нас хорошие школы-интернаты, у нас есть прекрасные пансионаты для постоянного проживания пожилых людей. Это все-таки пансионаты для жизни, но мы понимаем, что самое лучшее, это когда пожилой человек живет в семье. И вот мы должны создать систему таких услуг, причем мобильных услуг, которые позволяют решить эту задачу.