07:24 МСК
Пятница
27 / 01 / 2023
2141

Услышат ли в Рязани "Поэтана"?

В этих заметках речь пойдет не о легендарном Национальном герое Италии Федоре Полетаеве, а о музыкальном произведении, посвященном известному земляку. Симфоническая поэма «Поэтан» была написана в 70-е годы специально к одному из Всесоюзных конкурсов и была в те времена в репертуаре всех военных оркестров Министерства обороны.

Ее автор – Николай Родионов, член Союза композиторов России. В 70-е годы он написал не только "Поэтана", но и симфоническую поэму "Евпатий Коловрат". Она заняла первое место на Всероссийском фестивале патриотической музыки. На вручении диплома лауреата Родионову известный композитор Юрий Саульский сказал: "Мы приятно удивлены, что в городе Рязани есть композитор, опередивший многих маститых московских авторов. Николай Родионов создал музыкальный монумент – "Евпатий Коловрат". Юрий Саульский лично посодействовал тому, чтобы симфоническая поэма была издана и вошла в число лучших произведений 1977 года.

Удивительно, но на родине композитора его симфоническая музыка не звучит, лишь иногда передают по радио песни на стихи Сергея Есенина и других известных поэтов.

Николай Васильевич с горечью говорит: "Сколько я обошел кабинетов, сколько стучался в двери местных олигархов – все без толку. Дают деньги на Газманова, на "фабрикантов", на Киркорова, а на мою музыку денег нет и, вероятно, не будет. Одна (уже бывшая) чиновница из областного управления культуры так мне и заявила: "В нашем городе не может быть талантов". Вот и весь сказ".

Николай Васильевич в Год культуры Рязанской области даже дошел до тогдашнего генерал-губернатора Георгия Шпака. Изложил ему всю историю своих "хождений по мукам", то бишь по кабинетам. Надеялся, что глава области, как человек военный, заинтересуется произведениями, воспевающими подвиг русских воинов. Но, увы.

Новую попытку Николай Васильевич сделал, когда узнал, что рязанская делегация отправляется с визитом в Италию, на место гибели Федора Полетаева, и вновь напомнил о себе.

Николай Васильевич ждал, что о нем вспомнят, специально приготовил ноты "Поэтана", но долгожданного звонка так и не дождался. Не выдержав, композитор сам поехал в Москву, добрался до посольства Италии. Посла он не дождался и передал ноты через охрану.

А дальше судьба нот растворилась во времени и пространстве.

От переживаний тогда слег Николай Васильевич. Даже на презентации своего нового диска с песнями на стихи Сергея Есенина в исполнении известных рязанских исполнителей не смог присутствовать.

А когда поправился, поехал в Союз композиторов, поделился с коллегами своей печалью и услышал от них: "Родионов, бросай это дело. "Поэтан", "Евпатий Коловрат", песни на стихи Есенина будут жить".

Николаю Васильевичу выпала действительно нелегкая судьба. Он подростком остался в годы войны без родителей. И неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы сосед по квартире – дирижер военного оркестра кавалерийской школы имени Буденного – не обратил внимание на одаренного паренька.

Его приняли в школу – в оркестре Николай играл военные вальсы, марши. Там он стал подбирать свои первые мелодии. А будучи курсантом школы воспитанников Советской Армии, сочинил марш для духового оркестра, который был напечатан в сборнике строевых маршей, рекомендованных к исполнению по всей стране. И не передать словами чувства совсем молодого человека, под музыку которого маршировали лучшие гвардейские части.

Окончив музыкальное училище, Николай поступает в Московскую консерваторию, на факультет военных дирижеров. А рекомендацию ему дает сам Шостакович!

По окончании консерватории Николай Родионов работает в оркестре Московского военного округа. Знаменитым стало "Скерцо для трубы с оркестром", звучавшее во всех военных гарнизонах большой страны. "Скерцо" нередко исполнялось на радио, ноты были изданы в издательстве "Музыка".

Волею судьбы и армейского начальства Николая переводят в Рязань, в артиллерийское училище. Но даже здесь Родионов не перестает писать. Примечательно, что за марш училища его начальник генерал Осокин предоставляет молодому композитору квартиру.

В этой маленькой квартире и поныне проживает композитор, хотя ему, как члену творческого Союза, была положена дополнительная жилплощадь. Но это – по прежним правилам.

Николай Васильевич уже не вспоминает о ходатайстве о присвоении ему почетного звания. Его в свое время подписал начальник Военно-оркестровой службы ВС РФ генерал-лейтенант В.Афанасьев. Но на этом все и остановилось.

"Я живу только одной надеждой – когда-нибудь услышать "Поэтана" и "Евпатия Коловрата" в исполнении сводного оркестра военных музыкантов. Это было бы фантастическое зрелище. Какой там финал, какие колокола! Неужели я зря писал эту музыку, неужели она действительно никому не нужна?!", – спрашивает Николай Васильевич.

Я не знаю, что ему ответить, но думаю, что ответ могут дать те, кто, видимо, уже сейчас готовит репертуар концертных программ, посвященных Дню Великой Победы.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 38 (3589) от 04 марта 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Зимние свидания солдата Алексеева
Юрий Харин
Утро года
Март – самый синий месяц, говорят в народе. Пора воробьиных дуэлей, синичьих песен, прилёта первых вестников весны. Март – утро года. Раньше рассветает, позднее смеркается. Март красен ...
Сергей Березин
Читайте в этом номере: