От лирики до рокота толпы


111

№78 (5882) от 9 октября 2020

К 125-летию со дня рождения поэта Рязанский ТЮЗ показал драму «Анна Снегина»
по поэме Сергея Есенина

Режиссер-постановщик спектакля – Марина Есенина, художник-постановщик – Татьяна
Виданова.

На сцене слева – старинный стол, стул, торшер, часть высокой комнаты, чьи стены чуть наклонены вниз, – как-то безошибочно узнаешь образ «Англетера». В глубине – еще одна стена, где возникают большие проекции старых фотографий, будто припорошенных вековой угольной пылью, красно-белых революционных лозунгов, хроники. На этом фоне, а также в зале, в ложах и разворачивается история. Декораций, реквизита по ходу действия появляется минимум: лавочка, плетень, тачка, мешки, вожжи и прочее… Они, как и костюмы персонажей, переносят нас на сто лет назад.
«Запев» спектакля: взволнованный Есенин (актер Дмитрий Мазепа) ходит по гостиничному номеру, присаживается на корточки, перебирает исписанные листы бумаги на полу. И как бы рассуждает вслух: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» В этом стихотворении – ключ к образу главного героя спектакля. А дальнейшие события – воспоминания поэта.
«Анна Снегина» словно создана для сцены: в ней соблюдены законы драматургии. Но сложностей при работе с поэтическим текстом всегда немало. Например, как выстроить переход от ритмики стиха к песне, частушкам или другому стихотворению поэта, которые включены в спектакль для создания атмосферы тех времен, многоплановости. Есенин и Возница в дороге поют «Черного ворона», Анна читает стихотворение «Зеленая прическа», посвященное Лидии Кашиной, одному из прототипов главной героини. А криушинские крестьянки увлекают поэта в пляс под задорные частушки: прекрасный эпизод по-новому раскрывает тюзовских актрис.
Дмитрий Мазепа в роли Есенина во многом идет от себя. Мы видим мимику, реакции, присущие самому актеру, может быть, благодаря этому, персонаж «живой», свободен от штампов изображения поэта. Его Есенин так хочет казаться уставшим циником, так не хочет бередить душу прошлым… Но не может. Анна Комарова в роли главной героини Анны – естественность и достоинство, и даже паузы в речи, малозаметные движения наполнены смыслом и чувством.
Видя Мельника в исполнении Владимира Баранова, непроизвольно улыбаешься: такая доброта и забота чувствуется в немного нелепом старике. А Старуха, жена его, в спектакле не просто радушная хозяйка, переживающая за происходящее у соседей, в России в целом. Она – молитвенница, которая появится вновь в один самых трагических моментов действия: спиной к зрителю, лицом к воображаемым иконам… В небольшой, но столь важной, на грани характерности и символа роли, – Светлана Гузикова, сорок лет назад сыгравшая на этой сцене Анну Снегину.
Из массы крестьян резко выделяется лидер, дерзкий, вечно навеселе Прон – актерская удача Григория Саркисова. Его брата, разбитного, но трусливого Лабутю, играет Константин Ретинский; словоохотливого, артистичного Возницу – Владимир Приз, уходящую натуру – светскую даму, Мать Снегиной – Нина Бурдыгина.
Поэма Есенина – полифоничное произведение, где есть как лирические монологи и диалоги, так и рокот времени, гомон толпы. И в спектакле соборян отражена эта многоплановость. Беседа Есенина и Анны – пиано, даже пианиссимо, за которым сдерживаемые чувства и эмоции. И тут же – то страдающая, то пугающая масса крестьян, способная на все. Это «народное море» редко распадается на отдельные атомы-лица. Когда по проходу, по балконам и ложам бежит толпа с баулами, возникает эффект 3d. Зрители оказываются внутри кипящего людского революционного котла.
Все мы, как и главный герой, не можем спрятаться от происходящего вокруг, отсидеться в глухом лесу. Как и живому сердцу нельзя приказать совсем охладеть…
Самую высокую лирическую ноту режиссер «берет» в конце спектакля, где звучит стихотворение «Я покинул родимый дом…» Как решен финал, раскрывать не буду – надеюсь, вы сами сможете это оценить.
Добавлю, что большую роль в «Анне Снегиной» играет световое, музыкальное и пластическое решение (художник Георгий Горазеев, композитор Владимир Устинов, пластограф Татьяна Яковлева). А некоторых героев играют два состава: Анна – Екатерина Вишневская, Возница – Илья Комаров, Мельник – Владимир Коняхин, Прон – Роман Данилин.

Елена Коренева
Фото Андрея Павлушина предоставлено театром