№63 (6167) от 23 августа 2023

Что меняется в контрольно-надзорной деятельности

Современное бюджетное устройство страны неотъемлемо связано с государственным внутренним финансовым контролем, так как во все времена граждане хотели знать, на что расходуются их средства, которые они зарабатывают и отчисляют в бюджеты разных уровней.

Для достижения прозрачности расходования средств сто лет назад, 23 октября 1923 г., в составе Народного комиссариата финансов было создано Финансово-контрольное управление.
За эти 100 лет кардинально изменилась работа контрольно-ревизионного аппарата и скорость совершения им различных операций – от расчётов, производимых на счётах, до высокотехнологичных программ, позволяющих проводить контрольные мероприятия быстрее и качественнее.
Основная цель проверок – это в большей степени не наказание за нарушения, а достижение эффективной безошибочной работы и предотвращение нарушений. Совершенствование программных продуктов и перестройка подходов к контролю – одни из основных задач, стоящих перед ревизором в будущем.
Новейшие разработки и их внедрение оказывают огромное влияние на организацию работы контрольно-ревизионного вектора. В скором времени могут уйти в прошлое такие привычные для ревизора методы работы, как постоянное взаимодействие со специалистами объекта контроля, а также проверка документов на бумажном носителе. На их смену придут усовершенствованные модули, позволяющие подключаться к программным продуктам, которые смогут аккумулировать почти все необходимые данные финансово-хозяйственной жизни объекта.
Единственным открытым вопросом пока остается проведение контрольных мероприятий, связанных со строительством. Но и здесь грядут перемены. Группой рязанских исследователей ведутся разработки специальной техники по сканированию и определению толщины и состава материалов дорожного покрытия, что при успешной реализации проекта будет хорошим подспорьем в работе ревизоров при проведении экспертиз.
В настоящее время современные программные комплексы и площадки также позволяют ревизору выявлять риски и предотвращать нарушения.
Например, Государственная интегрированная система «Электронный бюджет» позволяет ревизору проанализировать заключенные соглашения, соответствие их типовым формам, изучить отчетность, установить причины недостижения тех или иных показателей по государственным программам и федеральным проектам.
Портал «Спарк» позволяет получить информацию, является ли объект контроля получателем межбюджетных трансфертов, оценить кредитные риски, выявить аффилированность, установить банкротство, определить выручку и чистую прибыль, а также численность работников.
Как известно, на коррупционную составляющую во многом влияет личный контакт с должностными лицами при проведении и реализации последними контрольно-надзорной деятельности. Уже сегодня следует отметить положительные тенденции, связанные с внедрением новых информационных подходов по мониторингу и выявлению рисков в работе объекта контроля, что, в свою очередь, даст возможность говорить об уменьшении коррупции путем минимизации взаимодействия сотрудников между собой в офлайн-режиме. Примером тому служит создание в Федеральном казначействе модуля «Риск-мониторинг» подсистемы «Мониторинг закупок» Единой информационной системы в сфере закупок.
«Риск-мониторинг» – это отдельный функциональный блок, доступный в личных кабинетах Единой информационной системы в сфере закупок при авторизации пользователя с полномочиями «Орган внутреннего контроля», для выявления в автоматизированном режиме рисков и признаков нарушений.
Работа ревизора в модуле «Риск-мониторинг» осуществляется в четыре этапа: предварительный анализ; взаимодействие с заказчиком; предпроверочный анализ; выбор меры реагирования.
Основными нарушениями, выявляемыми в модуле «Риск-мониторинг» в Рязанской области, являются завышение начальной максимальной цены контракта более чем на 30 процентов, а также отсутствие претензионной работы со стороны заказчика в случае невыполнения своих обязательств поставщиком/подрядчиком, установленных в контракте.
В случае выявления нарушения заказчик может добровольно устранить нарушение. Если данное нарушение устранить не представляется возможным, то назначается контрольное мероприятие (плановая или внеплановая проверка).
В 2023 году в план контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Рязанской области на 2023 год впервые включена плановая проверка по результатам мониторинга в модуле «Риск-мониторинг».
Также хотелось отметить аппаратно-программный комплекс «Автоматизированная система Федерального казначейства» (АСФК).
Если юридическое лицо, которое является объектом контроля, обслуживается в казначействе, то ревизор может проанализировать все поступления и кассовые расходы, осуществленные объектом контроля, вплоть до использования суммы, поступивших средств федерального бюджета: на какие цели объект контроля потратил данные средства, всю ли сумму израсходовал, есть ли остатки, осуществил ли объект контроля возврат неиспользованных остатков в соответствующий бюджет и в какой срок. Если объект контроля – главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), то c помощью АСФК можно оперативно определить, кому ГРБС распределил средства и в каком объёме.
То есть уже на этом этапе проведения предварительного анализа ревизор может выявить риски, приводящие к нарушениям, а также возможные меры ответственности.
Возможно, в ближайшем будущем значительная роль будет отведена анализу рискоемкости субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. Результаты анализа позволят предусмотреть в нормативных правовых актах федерального уровня единый подход к наличию документов, подтверждающих затраты на возмещение части которых предоставляется субсидия, а также требований, предъявляемых к получателям поддержки.
С 2022 года Минфин России реализует ведомственный проект «Электронный СМАРТ-контроль и учет государственных финансов для управленческих решений». Органам финансового контроля работа в цифровой среде открывает возможность переориентироваться преимущественно на методы предварительного контроля, что, в свою очередь, обеспечит предупреждение бюджетных нарушений, а не их фиксирование как уже совершенных фактов.
На сегодняшний день Федеральное казначейство применяет множество современных технологических инструментов, позволяющих ему наиболее эффективно осуществлять функции в области контроля. При этом становится очевидным, что продуманное внедрение цифровизации в контрольно-надзорную деятельность в будущем позволит не только быстро обнаружить потенциальные проблемы и риски, но и не допустить их проникновение на следующие этапы рабочего процесса подконтрольного органа.

Наталья Васильева,
заместитель начальника управления Федерального казначейства по Рязанской области

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое