№86 (6290) от 08 ноября 2024
В Рязани завершился региональный театральный фестиваль
В течение недели рязанские театры представляли спектакли экспертному жюри и самому внимательному критику – зрителю. До того, как тайное стало явным, а награды нашли победителей, я проникла в мир закулисья и пообщалась с теми, кто служит его величеству Театру.
Художник по свету
Георгий Горазеев – художник по свету сразу на двух рязанских сценах: в Театре юного зрителя и Рязанском театре кукол. Он рассказал мне о работе над спектаклями «Обыкновенное чудо» и «Приключения Незнайки и его друзей» в ТЮЗе:
«У сценического света много задач. От банальных – направить внимание на самое важное, до неочевидных – дать зрителю почувствовать себя комфортно или показать настроение героев. Даже незначительные штрихи света, на первый взгляд незаметные, влияют на эмоциональную составляющую.
Вот мы видим персонажа на сцене, он проживает свою роль и по сюжету узнает какое-то (ах!) неприятное известие. Тогда верхний свет, который направлен непосредственно на актёра, меняется с теплого на холодный. Зритель этого и не заметит, он сосредоточен на актёрской игре (и правильно!), но на подсознательном уровне почувствует.
Во время первого прогона я уже мысленно представлю всё со светом, остается только повторить увиденное с помощью приборов. Пока идёт изготовление декораций, я руковожу созданием световой бутафории.
Возьмем спектакль «Обыкновенное чудо» – полностью открытое сценическое пространство. Это дает много объёма, воздуха, но в то же время доставляет проблемы. При постановке света мне пришлось отказаться от прострельного (бокового) света, чтобы не засвечивать стены.
Есть ли отличия в световом решении для детского или взрослого спектакля? Как говорил классик: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше». Но детские спектакли более непосредственны, и нельзя эту непосредственность игнорировать! Например, «Незнайка» – очень живой и задорный. Работать на выпуске такого спектакля весело и приятно. Больше цветного света! Включаем прожектора на полную мощность и взлетаем ещё выше!»
Актриса
Роль принцессы Анны в мюзикле «Римские каникулы» сыграла солистка музыкального театра Алёна Силивестрова. Алёна окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных как оперная певица, стажировалась в Международной академии Voce e Violino в Италии и Германии. А потом вернулась в Россию и уже седьмой год служит рязанской сцене.
«С музыкальным театром я знакома со студенческих лет, работала здесь ещё в хоре. Тогда я пообещала получить высшее образование и вернуться солисткой – так и случилось. Свои вокальные силы я пробовала на столичных сценах, в других городах России, тренировала голос с известными зарубежными дирижёрами. В Европе очень любят и ценят сильные русские голоса, а ещё то, как мы быстро умеем учить языки.
Рязанский театр дал мне возможность стать универсальным артистом: не просто красиво петь, а петь в любой позе, какой режиссер потребует, танцевать, декламировать, проживать роль.
В этом году я впервые участвую в «Зеркале сцены» и первый раз играю в мюзикле. Поэтому мне потребовалось изменить манеру пения и своё существование на сцене – здесь оно более живое. При постановке режиссёр отталкивалась от моих данных, поэтому видение было созвучно образу.
Команда молодая, открытая. Постановка заняла всего полтора месяца. Потому что все во имя любви!» – рассказала Алёна Силивестрова.
На X «Зеркале сцены» Алёна Силивестрова и Анатолий Букин получили награду в специальной номинации «За лучший дуэт» в спектакле «Римские каникулы».
Хореограф
На прошлогоднем фестивале «Зеркало сцены» Алексей Ищук одержал победу как лучший балетмейстер спектакля «Сон в летнюю ночь», представленный театром кукол. В этом году он вновь получил награду за лучшую работу хореографа в постановке «Гертруда – Дании краса и королева, и этот, как его, принц Гамлет…». Алексей поделился с нами, как проходил репетиционный процесс:
«Отличие между прошлой и нынешней постановками действительно существует. Оно заключается в том, что «Гертруда…» стала более авантюрной и экстремальной. Порой у меня была только одна попытка сделать хореографический фрагмент сразу на репетиции, тогда я работал интуитивно. За год выросла не только физическая подготовка актёров, но и их желание активно включаться в процесс. Сам момент рождения хореографического замысла, конечно, неуловим – это загадка.
При постановке «Гертруды…» меня будоражили образы из японской культуры: гейши, мифологические Ёкаи, икебана Согецу. Это то, что накладывало свой отпечаток на происходящее у Шекспира».
Режиссер-постановщик спектакля «Три сестры»
В октябре 2023 года режиссер Борис Лагода и труппа актеров театра драмы впервые представили рязанцам пьесу «Три сестры». На «Зеркало сцены – 2024» исполнительницы главных ролей спектакля получили специальную премию жюри за лучший ансамбль. Борис Борисович рассказал, почему зрители увидели чеховскую классику в формате «ДНК пустоты в 3-х действиях» и в чем ее новаторство?
«Три сестры» – самая сложная пьеса А.П. Чехова, сочиненная им в жанре романа, объемная и лишенная прямых конфликтов. Когда главные персонажи пьесы живут лишь воспоминаниями о теплом прошлом и иллюзорными мечтами о невнятном будущем – они выпадают из реалий. Такое состояние порождает вакуум – ДНК пустоты. И не будет у них никакого светлого будущего не только потому, что вакуум – это понятие бесконечное, но и потому, что никто не предпримет попытки сделать свою мечту достижимой.
Не выходя за рамки текста пьесы, мы открыли у автора многоугольник вместо привычного любовного треугольника Тузенбах – Ирина – Солёный. Абсолютно новаторской является и трактовка образа Солёного. Традиционно он подается мрачным, завистливым и грубым, а у нас он – настоящий мужчина и боевой офицер, которому невыносимо бездействие, болтовня и краснобайство», – объяснил Борис Лагода.
ЧТО В ИТОГЕ?
Лучшая работа художника – Мария Клочьева, спектакль «Мэри Поппинс» (театр кукол)
Лучшая работа художника по костюмам – Елена Селиванова, спектакль «Римские каникулы» (музыкальный театр)
Лучшая работа художника по свету – Юрий Лебедев, спектакль «Мэри Поппинс» (театр кукол)
Лучшее музыкальное оформление – Алексей Астахов, спектакль «Гертруда – Дании краса и королева и этот, как его, принц Гамлет…» (театр кукол)
Лучшая работа хореографа – Алексей Ищук, спектакль «Гертруда – Дании краса и королева и этот, как его, принц Гамлет…» (театр кукол)
Лучшая роль второго плана – Илья Комаров за роль трактирщика, спектакль «Обыкновенное чудо» (ТЮЗ)
Лучшая роль в спектакле для детей – Анна Никулина, спектакль «Обыкновенное чудо» (ТЮЗ)
Лучший молодой актёр – Никита Левин, спектакль «Три сестры» (театр драмы)
Лучшая женская роль – Татьяна Потапова, роль Офелии, спектакль «Гертруда – Дании краса и королева и этот, как его, принц Гамлет…» (театр кукол)
Лучшая мужская роль – Андрей Блажилин, роль Подколесина, спектакль «Женитьба» (театр драмы)
Лучший спектакль большой формы – «Мэри Поппинс», режиссёр Анна Коонен (театр кукол)
Специальные премии жюри:
За исполнение ролей – Алина Сушкова-Калашникова
За актёрский дуэт – Алёна Силивестрова и Анатолий Букин
За актёрский ансамбль – спектакль «Три сестры»
За роль Гамлета – Василий Уточкин (театр кукол)
Приз театральных журналистов и критиков за единомыслие и душевность – Рязанский театр кукол
В номинации «Мастер» – Андрей Хохлов, заведующий цехом изготовления декораций Рязанского театра драмы
Марина Тимашева, критик, кандидат искусствоведения и руководитель театроведческого курса ГИТИСа:
— Рязанские театры, как всегда, очень сильны! В прошлом году не было детских спектаклей в камерном формате. Это означает, что рязанская сцена развивается. Теперь в театр привлекают самых маленьких зрителей, которые подрастут и пойдут на другие сильные представления в ТЮЗ, музыкальный театр и театр драмы.
Арина Тимохина
Фото предоставлены театрами