Речь идет о едином налоге на вмененный доход
И в данном случае не нужно думать, где поставить запятую в заголовке. Она на своем месте. Вопрос лишь в дате отмены данного вида налогообложения для бизнеса.
В связи с принятием летом 2019 года в первом чтении крупного пакета поправок в Налоговый кодекс РФ активизировались дискуссии о применении одного из спецрежимов для малого бизнеса, а именно единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Согласно поправкам, в 2021 году этот спецрежим будет отменен. Российский омбудсмен просит продлить срок действия налога до 2024 года. Правительство – против. Бизнес, в свою очередь, тоже разделился. «За» – Ассоциация компаний розничной торговли, против – «Опора России».
Единый налог на вмененный доход был введен в РФ в 1998 году как упрощенный налог для отраслей, в которых сложно контролировать уплату налогов. По решению Правительства РФ с 2021 года данный спецрежим будет отменен, поскольку к этому времени власти смогут привязать налогообложение бизнеса к размеру выручки предприятий благодаря обязательному переходу на использование новых онлайн-касс.
Что было
Единый налог на вмененный доход был введен в 1998 году в условиях фискального кризиса. Вводился этот режим для борьбы с уклонением от уплаты налогов, а суть его сводилась к тому, чтобы стимулировать значительное количество предприятий малого бизнеса выйти из «тени» и платить налоги. Список видов деятельности предприятий, подпадающих под «вмененку», не раз менялся. Сейчас он включает в себя бытовые услуги, услуги по ремонту автотранспорта, розничную торговлю и общественное питание, нестационарные торговые сети, рынки, торговые центры, наружную рекламу и кое-что еще.
С 2013 года переход на «вмененку» стал добровольным, а до этого был обязательным. В 2016-м ЕНВД было предложено сохранить до 2021 года. Тогда в пояснительной записке говорилось, что данный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса.
Уже тогда против выступал Минфин, указывая, что данный спецрежим нередко используется бизнесом для налоговой оптимизации и сокрытия реальных доходов.
Что стало
На сегодня практический смысл применения ЕНВД по сравнению с 1998 годом во многом потерял свою актуальность. 20 лет назад существовала масса сфер, где применение кассовой техники создавало существенные бытовые неудобства. Например, в 1998 году, когда вводился налог, услуги в автотранспорте нельзя было оплатить банковской или транспортной карточкой. То же касалось и продавцов на рынке. А сейчас многие из них по собственной инициативе, не будучи обязанными, покупают кассовые аппараты для эквайринга, так как многие покупатели перестали пользоваться наличными.
Использование единого налога потеряло свой смысл еще и потому, что с 1 июля 2019 года налогоплательщики ЕНВД, имеющие наемных работников, стали применять контрольно-кассовую технику, что позволяет осуществлять контроль за полученными плательщиками доходами. То есть цифровизация ФНС исправила существующую ситуацию.
Позиция минфина
Один из аспектов, на который обращает внимание Минфин, – отмена данного налога пресечет дробление бизнеса. Сейчас, например, компанию делят на несколько юридических лиц, и эти мелкие фирмы, вместо того чтобы платить налог на прибыль, НДС и другие налоги, платят небольшую «вмененку».
Кроме этого, Минфин озабочен тем фактом, что холдинги имеют высокие и сверхвысокие доходы с минимальной налоговой нагрузкой. «Перепрыгивая» с одной системы налогообложения на другую, они постоянно «выбирают» более щадящие режимы налоговой нагрузки. У ларька, конечно, нет таких искусных бухгалтеров, в то время как для холдинга с миллиардными прибылями нанять их – не проблема.
Позиция Титова
В Институте экономики роста имени Столыпина утверждают, что налоговая нагрузка на типовое предприятие торговли, а 58% налогоплательщиков, использующих ЕНВД, относятся к розничной торговле, в регионе вырастет как минимум в 2,4 раза.
– Точных расчетов последствий отмены ЕНВД Минфин не предоставляет, но, по нашим оценкам, если учесть текущие показатели рентабельности предприятий по видам деятельности, которые применяются при ЕНВД, то налоговые отчисления в бюджет, вероятнее всего, сократятся на 3,9%. Кроме того, сократится также число МСП на 17% и число занятых в малых и микропредприятиях – на 1,7 миллиона человек, – уверен бизнес-омбудсмен Борис Титов.
По его мнению, отмена налогового режима чревата большими потерями для бюджета. Поэтому он и призывает продлить срок действия спецрежима до 2024 года.
Что будет
К 1 января 2021 года компании на «вмененке» смогут перейти на упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения, при применении которых налогоплательщики освобождены от уплаты ряда налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций (для физических лиц), за исключением отдельных объектов имущества.
Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, смогут перейти на наиболее благоприятный режим – налог на профессиональный доход. По нему налоговые ставки составят 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам, и 6% в отношении доходов, полученных от юридических лиц.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Михаил Пронин,
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области:
– С 1 января 2021 года планируется отменить ЕНВД, обеспечив переход предпринимателей на иные режимы налогообложения. Основная причина указанных изменений – борьба с уклонением от уплаты налогов, вывод предприятий из тени и увеличение доходов бюджета. Но на фоне высокой востребованности и эффективности ЕНВД нужно оценить и риски. Отмена ЕНВД может стать тяжелым ударом для бизнеса и причиной повышения налоговой нагрузки в два раза и, как следствие, ухода в тень или закрытия сотен тысяч субъектов предпринимательской деятельности. Ведь со времени появления его применяли 276 тыс. организаций и 1,769 млн индивидуальных предпринимателей. Здесь следует подумать о том, что под отмену ЕНВД подпадают малые и микропредприятия и индивидуальные предприниматели, реализующие социально значимые товары и услуги.
Во-первых, речь идет о проблеме приобретения кассового аппарата. С 2018 года им пользуется большинство плательщиков ЕНВД. Его стоимость начинается от 10 тысяч рублей. Налоговый вычет полагался, но на сумму не более 18 тысяч рублей, и с 1 июля 2019 года он не предоставляется. В этом вопросе, на мой взгляд, Министерство финансов могло бы пойти навстречу бизнесу и продлить существование вычета, а также повысить его размер. Ведь кто-то будет создавать новые бизнесы.
Во-вторых, Минфину следует проработать предложения по модификации иных налоговых режимов, предлагаемых в качестве альтернативы ЕНВД. Некоторые из них были предложены Б. Титовым. Так, например,
– налогообложение для индивидуальных предпринимателей, режим патентной системы необходимо предусмотреть с возможностью зачитывать часть уплачиваемых страховых взносов, расширением разрешенных видов деятельности, увеличением пределов ограничений по торговой площади, обороту, занятым (и иных) и определением базовых параметров налогообложения на уровне местных властей;
– для организаций – упрощенную систему налогообложения с возможностью установления льгот на уровне местных властей, с пониженными ставками. Одновременно расширять практику применения торгового сбора с возможностью его зачета в уплачиваемом налоге на УСН.
Было бы здорово, если бы Минфин в рамках межведомственного взаимодействия поддерживал малый бизнес во всех этих вопросах, тогда ему было бы легче найти понимание в инициативах по борьбе с уклонением от уплаты налогов на сверхдоходы, маскируемые бухгалтерскими методами.
В качестве альтернативы поддерживаю идею об отсрочке отмены ЕНВД до 2024 года, подготовив за это время предпринимателей к отмене налога.
Галина Евгеньевна Локтеева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления РГРТУ им. В.Ф. Уткина:
– Одной из стратегических целей государства является достойная социальная политика, на которую необходимы значительные финансовые ресурсы. С другой стороны, основной задачей налоговой политики является фискальная составляющая. Важно найти тонкую грань, которая обеспечит баланс между доходами казны и поддержкой малого бизнеса, создающего этот доход.
В настоящее время в России такой показатель, как доля субъектов малого бизнеса в общем объеме ВВП гораздо ниже, чем, например, в странах ЕС. Правительство РФ совместно с Министерством финансов и Федеральной налоговой службой постоянно вводят новые сервисы, упрощают отчетность малому бизнесу. Несмотря на это, по данным Госкомстата, количество ликвидированных малых предприятий превышает количество зарегистрированных. Можно предположить, что в непростой современной экономической ситуации увеличение этого разрыва вызовет социальную напряженность на рынке труда, однако у правительства еще есть время принять необходимые меры.
Екатерина Детушева