Ожившая история


80

№13 (5918) от 26 февраля 2021

О том, как события прошлого становятся более понятными и близкими молодому поколению

Лет тридцать назад я общался со старшеклассниками и попросил их назвать фамилии рязанцев, Героев Советского Союза, повторивших во время Великой Отечественной войны подвиг Александра Матросова. Они с полминуты подумали, а потом спросили: «А кто такой Александр Матросов?» На своей недавней встрече со школьниками я вспомнил об этом разговоре, и каково же было мое удивление, когда услышал от детей тот же самый вопрос.

«Наверху» бьют тревогу

ТАСС сообщает, что более трети школьников России плохо знают историю своей страны, не могут установить простейшие хронологические и причинно-следственные связи, а также слабо знают историю Великой Отечественной войны. Об этом еще два года назад на то время глава Рособрнадзора Сергей Кравцов вел разговор на заседании рабочей группы по совершенствованию концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в Российском историческом обществе.
– Как мы видим, школьники путаются даже в наиболее известных событиях истории нашей страны, не могут установить простейшие хронологические и причинно-следственные связи, не знают ключевых исторических деятелей, историю российской культуры. Во многом такая ситуация связана с отсутствием современных методик преподавания, с недостатком программ подготовки учителей, – подчеркнул Кравцов.
По словам теперь уже министра просвещения РФ Сергея Кравцова, современные учащиеся, особенно колледжей и техникумов, все меньше знают исторические факты.
«Необходимо разработать программу популяризации истории Великой Отечественной вой­ны», – предложил Кравцов, отметив, что ее нужно внедрить во всех школах и организациях среднего профобразования, куда идут более 50% выпускников девятых классов.

Ожившие сражения

Историю Великой Отечественной войны школьники изучают только в старших классах, чему отведено всего лишь несколько часов.
Председатель регионального отделения общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Николай Стрелков считает, что эффективная мера в повышении исторического образования школьников – военно-историческая реконструкция.
– Реконструкция всегда демонстрирует какой-то момент истории, – говорит Николай Николаевич. – Во время реконструкции ведущий рассказывает зрителям историю о боевом эпизоде, который демонстрируют реконструкторы. Таким образом люди узнают о военных операциях Великой Отечественной войны, героях, совершавших подвиги. Реконструкторы показали фрагмент войны, а у людей возникло желание прочесть книгу, посмотреть фильм, поговорить с ветераном о новых подробностях уже известных сражений или боевых эпизодов.
В России действует Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Николай Стрелков считает, что военно-историческая реконструкция является динамичной и, что очень существенно, достоверной формой увековечения памяти погибших за Родину бойцов.
– Когда смотришь на реконструкцию, понимаешь, насколько во время реального боя все жестко было, и невольно начинаешь задумываться над тем, почему бойцы идут на самопожертвование, – говорит Николай Стрелков. – События, показанные в ходе реконструкции боевых эпизодов Великой Отечественной войны, тяжелее других переживают ветераны. У них всегда на глазах слезы. Детей привлекает экшн – взрывы, стрельба. Взрослые тоже смотрят с интересом и вспоминают, как в детстве играли в «войну».
Обмундирование у реконструкторов по всем параметрам соответствует настоящему. Его приобретают на профильных сайтах или заказывают в специализированных ателье. Оружие тоже настоящее, но стрелять холостыми можно только из винтовок Мосина образца 1891 года, а пистолеты-пулеметы Шпагина, пулеметы Дегтярева, пистолеты Тульский Токарева используются как макеты.
– Наш арсенал уже самым тщательным образом проверяли представители МВД и ФСБ, – успокаивает Николай Стрелков. – Охолощенное оружие реконструкторы также могут приобрести на заводах страны, где оно продается официально. А что касается интереса к реконструкции, то после демонстрации боевых эпизодов люди всегда подходят, берут в руки оружие, фотографируются, задают вопросы. Если нашу форму люди видят на парадах, праздниках, то немецкое обмундирование вызывает на реконструкциях особый интерес.

78 лет подвигу Александра Матросова

Пример использования реконструкции как наглядного средства донесения правдивой истории до молодежи недавно продемонстрировали в Пителинском районе, где вспомнили о подвиге Александра Матросова.
Близ села Потапьево военные реконструкторы разыграли перед многочисленным зрителям боевой эпизод, в ходе которого рядовой Александр Матросов совершил подвиг, закрыв свои телом амбразуру вражеского дзота. Событие было приурочено к 76-й годовщине Победы советских войск над фашистской Германией, Дню защитника Отечества и 78-й годовщине подвига Александра Матросова, который он совершил 27 февраля 1943 года в боях на Калининском фронте.
Для реконструкции боевого эпизода в Пителинский район прибыли представители военно-исторических клубов из Рязани, Вязников Владимирской области, подмосковного Королева и Санкт-Петербурга. Одни перевоплотились в советских военных, другие – в немецких солдат. При этом обмундирование и оружие полностью соответствовали тому периоду Великой Отечественной войны. Роль юного бойца Александра Матросова исполнил Михаил Евдокимов из военно-исторического клуба «Ленинградский фронт». В реконструкции участвовали пять ребят из школ Пителинского района.
Все было, как на настоящем поле боя: пулеметные очереди, сплошной треск винтовочных и автоматных выстрелов, разрывы гранат, дым. На глазах зрителей, которые находись на безопасном расстоянии, буквально ожила военная история.
По словам идейного вдохновителя и главного режиссера действа Сергея Вильховика, в создании реконструкции важна каждая мелочь, пристальное внимание к обмундированию и личному оружию.
– Это экипировка бойца 1943 года: валенки, ватник, подсумок под ППШ, оружие ППШ, фляжки. Все как положено. Причем вся экипировка и обмундирование тех времен как у советских солдат, так и у немецких. Само оружие 1943 года тоже
аутентичное. Мы собираем реконструкторов, которые сами горят желанием показать историю. Они не просто перевоплощаются в образы солдат, они готовятся, читают воспоминания ветеранов, генералов, – рассказал о деталях реконструкции Сергей Вильховик.
Участников реконструкции и гостей приветствовал глава администрации Пителинского района Андрей Гаврилов. Он отметил важность проведения таких мероприятий, которые способствуют патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Андрей Гаврилов вручил руководителям военно-исторических клубов благодарственные письма и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.
После представления любой желающий мог попробовать настоящую солдатскую кашу с горячим чаем, пообщаться и сфотографироваться с реконструкторами.

Вячеслав Астафьев, Людмила Иванова
(Использованы материалы издательства «Пресса»)
Фото Вячеслава Астафьева и из группы «Пителинский район» ВК