№31 (5936) от 30 апреля 2021
У техники есть своя философия
Есть люди, казалось, ушедшие в безвестность прошлого, но проходит время и возвращается интерес к ним. Оказывается, что они заглядывали далеко в будущее. К таким личностям с полным основанием можно отнести инженера, философа, популяризатора науки Петра Климентьевича Энгельмейра. К тому же он по рождению – рязанец. Так бывает.
Петр Климентьевич Энгельмейер прожил долгую жизнь – родился в апреле 1855 года, а умер в безвестности то ли в 1941, то ли в 1942 году. Ему довелось быть первым философом техники в России. Откуда же эта семья появилась в Рязани? Дед Энгельмейера, выходец из Германии, был в Вологде начальником Медицинского управления и дослужился до чина действительного статского советника, что давало ему и его потомству служилое дворянство. Отец Петра Климентьевича имел поместье недалеко от Рязани, а мать принадлежала старинному рязанскому роду Таптыковых. Потому и родился Петр в Рязани, а не в Москве, как указывают сегодня его биографы.
Петр окончил гимназию в Москве, учился в лицее в Ницце, что позволило ему владеть немецким, французским, английским и итальянским языками. По окончании в 1881 году Императорского Московского технического училища он получил диплом инженера-механика. Энгельмейер имел богатый опыт работы на различных заводах, в том числе в Германии. Был редактором и издателем журнала «Техника», учителем механики в средней технической школе, в воскресной и вечерней школе для рабочих, инженером на машиностроительном заводе в Москве, служащим страхового общества «Россия», преподавал в высшем техническом училище (ныне – МГТУ им. Н. Баумана).
В первой четверти прошлого века Петра Климентьевича Энгельмейра хорошо знали в России и за рубежом. Неслучайно в 1922 г. научная общественность чествовала его «как старейшего русского работника на поприще философии техники». В области техники интересы его были разносторонние. Еще в 1912 г. вышло третье издание практического руководства «Автомобиль. Мотоциклет. Моторная лодка», в котором приводится его исторический очерк об автомобилях с рисунками и фотографиями. Он сам совершает автопробег из Парижа в Москву с сыном Володей. С 1909 г. Энгельмейер преподает курс автомобилестроения, а в 1916 г. им выпущено, вероятно, одно из первых учебных пособий в России, посвященных комплексному обучению автоделу – «Катехизис шофера».
Такая широкая осведомленность в современных нашему герою технических достижениях не могла не привести его пытливый ум к размышлениям о растущей роли техники и технологий в современном обществе. Совокупность его трудов, написанных сто лет назад, без преувеличения может быть названа классикой философии техники, что, собственно, и было сделано уже в конце ХХ века. Не будем погружаться в глубины философских рассуждений. Расставим лишь некоторые акценты. Тем более что труды Энгельмейера переизданы в последние годы, как и ряд исследований о нем.
П.К. Энгельмейер много работал над вопросами, связанными с изобретательством, опубликовав в 1897 г. руководство для изобретателей, в котором обсуждается вопрос авторского права на изобретения. Любопытно, что вместо предисловия автор помещает письмо, адресованное ему графом Л.Н. Толстым: «Милостивый Государь Петр Климентич!.. Я просмотрел присланные Вами листы Вашей книги. Цель ее очень хорошая. Меня каждый год посещают несколько человек таких изобретателей, и всегда бывает очень жалко ненормального душевного состояния, в котором они большей частью находятся, вследствие неестественного напряжения дурно направленных умственных способностей. Ваша книга может принести пользу тем из них, которые еще не потеряли способности критически относиться к своим проектам, и потому желаю ей успеха».
Наш герой написал много и подробно о роли инженера на современном производстве, и потому его работы было бы полезно изучать в технических вузах. Он предсказал век торжества техники и технологий, но не допускал их господства над человеком. Потому П.К. Энгельмейер так сегодня и актуален.
Ирина Сизова