№48 (6152) от 30 июня 2023
Исторический центр Рязани проигрывает старинным городам во многом потому, что у нас нет булыжных мостовых, считает краевед, автор Рязанской топонимической энциклопедии Арсен Бабурин.
В редакцию газеты Арсен Валентинович прислал свои предложения. «В первой половине 20 века во всех городах (и в Рязани, в том числе) улицы мостились булыжниками. Делали дороги качественно, на века. К сожалению, эти участки начиная с 30-х годов прошлого века начали закатывать в асфальт. Где-то это было оправданно, а где-то привело к исчезновению целых пластов истории и неповторимого облика улиц. Асфальт, конечно, сослужил и хорошую службу – идеально законсервировал следы прошлого. Несколько лет назад начали снимать асфальт на центральных улицах, и обнажились обширные фрагменты булыжных мостовых. Старинную брусчатку раскопали на пешеходном переходе улицы Павлова. Фотографии опубликовали в группе «Рязань, которую мы потеряли» «ВКонтакте». Сообщалось, что «на пешеходном переходе улицы Павлова во время срезки асфальта проявилась дореволюционная булыжная мостовая конца XIX начала XX вв, как и на площади Ленина». История повторилась при ремонте дороги на улице Петрова, рядом с ТЮЗом. Когда сняли асфальт, открылась брусчатка. Камни исторической мостовой можно было разглядеть возле Рязанского кремля, на спуске за Ильинским храмом. В образовавшихся выбоинах я заметил каменную кладку и сфотографировал. Если мы в этом месте снимем асфальт, то обнаружим мостовую XIX века, и она станет ещё одним историческим объектом. А потом можно приступить к расчистке дороги за Глебовым мостом. На мой взгляд, при реконструкции «музейных» кварталов и улиц обязательно нужно воссоздавать старинное дорожное покрытие».
С предложениями нашего постоянного читателя и автора трудно не согласиться. Улица Павлова давно стала пешеходной, закрыта для сквозного проезда транспорта, и булыжная мостовая здесь напрашивается сама собой. Уныло, бедно и печально смотрится асфальт на территории кремля, он трескается и превращается в ямы. Брусчатка могла бы преобразить пространство архитектурного музея-заповедника. Над этими проектами обязательно нужно подумать, чтобы туристы оставались довольными, а рязанцы гордились своими достопримечательностями. Ведь как удачно встроилась булыжная мостовая в современный облик площади Ленина! В свое время градозащитники настояли на том, чтобы она осталась. И сразу стало понятно: такие улицы, места нашей Рязани необходимы.