№97 (5901) от 16 декабря 2020
Новый проект Рязанского института развития образования
На протяжении всего 2020 года Рязанский институт развития образования (РИРО) осуществлял реализацию федерального проекта по модернизации технологии содержания школьного обучения в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Впервые РИРО были предоставлены необходимые средства на разработку концепций модернизации конкретных областей образования, на поддержку региональных программ развития образования и сетевых методических объединений.
В рамках федерального проекта РИРО разработал 11 программ повышения квалификации для педагогов, специалистов городских и районных управлений образования, и в первую очередь – для руководителей школ.
Курсы повышения квалификации по вопросам реализации общеобразовательных программ с учетом ФГОС прошел 521 учитель, а также 777 директоров и заместителей директоров школ Рязанской области. Помимо них обучение на базе РИРО прошли 234 управленческих работника из других регионов России. Навыки, необходимые для создания условий, позволяющих качественно реализовывать ФГОС, получили руководители школ из Тульской, Пензенской, Брянской, Тверской, Смоленской и Московской областей.
Приоритетная задача
Выбор нашего региона в качестве площадки для реализации федерального проекта обусловлен несколькими факторами. Пожалуй, главный из них: специалисты РИРО верно предугадали федеральный тренд и еще в 2016 году разработали новую региональную модель оценки качества школьного образования. Эта модель включает в себя сбор данных о качестве образования, их анализ и выявление проблем, изучение и обсуждение педагогического опыта при обязательном участии региональных предметных клубов и педагогического сообщества в целом, разработку рекомендаций для министерства образования региона, муниципальных органов образования и методических служб, оказание методической помощи и, наконец, мониторинг реализации разработанных РИРО образовательных программ и рекомендаций.
Как поясняет ректор РИРО Андрей Кашаев, таким образом, собранная информация об оценках и уровне знаний становится лишь первой ступенью к повышению качества образования. Педагогический мониторинг успеваемости перестает быть формальностью. Главной целью, на которую должны быть ориентированы руководящие работники школ, становится устранение проблем, препятствующих повышению качества образования. Будь то недостаточный уровень компетенций педагога, низкое качество учебных заданий или индивидуальные сложности учеников в восприятии новой информации – каждую из выявленных проблем нужно не просто фиксировать, за ней должно следовать определенное управленческое действие.
Повышению качества образования надлежит стать приоритетной задачей для управленческих команд общеобразовательных учреждений региона – только так могут быть созданы необходимые условия для реализации ФГОС. И уже в этом году реализуемый РИРО федеральный проект помог закрепить эту аксиому.
Шесть предметов и два направления
– По федеральному проекту мы акцентировали внимание на нескольких предметах и образовательных направлениях, – рассказывает Андрей Кашаев. – Изучили содержательный компонент и разработали программы повышения квалификации для педагогов и управленцев по таким дисциплинам, как технология, ОБЖ, обществознание, физкультура, география, астрономия, а также по направлениям «Искусство» и «Начальная школа». В дальнейшем наработанные алгоритмы действий могут быть транслированы и на другие предметы и направления.
После того как на базе РИРО обучение по разработанным программам прошли управленческие команды всех школ региона, Рязанский институт развития образования продолжит оставаться полномочным оператором процессов повышения качества образования. Следующая задача – мониторинг работы общеобразовательных организаций и, при необходимости, консультативная помощь как представителям районных и городских образовательных ведомств, так и непосредственно руководителям школ.
Ориентир на десятку лучших
Расскажем и о других, не менее важных составляющих федерального проекта.
Первая из них – это повышение роли профессиональных педагогических сообществ, выявление наиболее успешных практик преподавания в рязанских школах. Подспорьем тому стали конкурсы профессионального мастерства под эгидой РИРО и организуемые институтом конференции с участием лучших педагогических работников.
Вторая составляющая – создание школьных информационно-библиотечных центров, которые призваны стать ресурсными площадками для педагогического диалога и вместе с тем способствовать повышению функциональной грамотности учащихся.
– Президентом России поставлена задача: наша страна должна войти в десятку лучших по качеству образования, – комментирует ректор РИРО Андрей Кашаев. – Значимую роль в этом играет повышение функциональной грамотности – умения учащихся применять знания в реальной жизни. А это подразумевает работу над читательской, математической, финансовой грамотностью… Информационно-библиотечные центры должны обучать детей как навыкам поиска нужной информации, так и грамотному взаимодействию с ней, тем самым способствуя реализации ФГОС и решению задачи, поставленной президентом.
Для пяти новых региональных информационно-библиотечных центров за счет федеральных средств были приобретены компьютерное оборудование и мебель. Школы в свою очередь подготовили необходимые помещения. Созданы все условия для того, чтобы работа, начатая в этом году, продолжалась и далее.
Юрий Александров