Стоять и ждать можно по-разному
В последнее время в областном центре можно увидеть свежеотремонтированные остановочные павильоны. Есть и совсем новые, такие как в районе лицея № 4. А от состояния некоторых остановок может остановиться сердце у особо впечатлительных людей: они сильно напоминают ржавые металлические контейнеры для перевозки грузов. С другой стороны, ряд новых остановок полностью укладывается в смысл «бородатого» анекдота о том, что в них предусмотрено все: стеклянные крыши на случай солнца, щели между панелями на случай ветра и металлические сидения, так необходимые в мороз, чтобы почувствовать натуральность и неподдельность жизни. Не меньшее значение имеют и площадки для остановок. В соответствии с требованиями ГОСТа скат должен идти к дороге, а бордюры следует делать высокими. Так остановку не зальет водой, которая имеет обыкновение бежать по проезжей части, формируя реки, да и в битком набитый транспорт садиться сподручнее. Но, к примеру, на улице Западной в порядке эксперимента решили все сделать наоборот. Наклон там идет от дороги к остановке. В результате на посадку нужно идти «в гору». Недавно было объявлено о введении в регионе режима ЧС от переувлажнения почвы осенними дождями. Это затронуло интересы аграриев, которые не успевают выполнить полевые работы до заморозков. Для горожан же это означает локальные затопления и формирование глубоких луж. А остановки превращаются чуть ли не в зоны грязевых потоков, с которыми приходится бороться желающим попасть в общественный транспорт. Конечно, это не может не закалять характер. Но вот у юристов иное мнение. Оказывается, все остановки города должны подчиняться единым безопасным стандартам, а если это не так, то отвечать должна та организация, в ведении которой и находятся остановочные павильоны. В Рязани это администрация города. Любой человек, который ожидает транспорт на остановке, тут же становится потребителем услуг городской инфраструктуры, и его интересы начинает защищать закон о защите прав потребителей. И чем сильнее горожане и гости города страдают от обстановки на остановках, тем жестче может применяться эта юридическая норма. Одно дело – временный дискомфорт, а другое – когда человек действительно пострадал от того, что остановка не соответствует стандартам. Оные легко найти в интернете и затем сравнить с тем местом, откуда вы регулярно уезжаете утром и куда приезжаете вечером. Достаточно измерить рулеткой или строительным уровнем параметры остановки и самого павильона, чтобы понять: никто особенно и не собирался обеспечить комфорт и безопасность людям.
– Если человек упал в лужу, споткнулся о торчащую железку, растянулся на ледовом катке прямо в районе подъезда транспорта или попал в какие-либо гораздо более оригинальные приключения, что регулярно и происходит, то что ему делать? Надо зафиксировать происшествие. Хорошо, если будут свидетели. Желательно вызвать полицию, а если требуется, то и «скорую», чтобы был составлен протокол или иной документ, в котором будут описаны обстоятельства происшествия. Затем официально в горадминистрацию подается запрос с целью разъяснения, кто отвечает за состояние конкретной остановки. Выявленная таким образом организация в итоге и несет ответственность, разумеется – материальную, за все произошедшее. Сначала подается досудебное требование компенсации материального и морального вреда, а в случае игнорирования этого документа уже следует обращаться в суд. Госпошлина при этом не платится, и при достаточно полном пакете собранных документов дела выигрываются почти всегда, – поясняет председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов.
В сумму компенсации нужно включить все, в том числе затраты на лечение, если получена травма, как понесенные, так и будущие убытки от необходимости долго реабилитироваться. Испорченная одежда оценивается отдельно, и даже если ее удалось спасти – надо прикалывать чек из химчистки. Даже факт того, что человек опоздал или не попал туда, куда ехал, имеет свою цену компенсации. Примеров выигранных судов много.
Железяка во лбу
Идет человек по тротуару, задумался, уткнулся в смартфон – и тут «бах!». Вселенная дала ему знак. Да непростой, а металлический. Очень много случаев, когда люди получали серьезные травмы, ударившись головой о края металлических знаков и табличек, установленных вдоль дорог и тротуаров. Мало где соблюдаются ГОСТы, согласно которым нижний край любого знака или таблички должен располагаться не ниже двух метров над поверхностью тротуара. А трубчатые столбы, на которых их крепят, обязаны быть хромированными, а не просто из черного металла с дешевой покраской и возможностью проржаветь. В случае получения травмы в такой ситуации алгоритм действий такой же, как и при травме в зоне остановки. Кстати, здесь даже можно вызвать экипаж ГИБДД, который зафиксирует дорожные знаки, установленные с нарушениями, а зачастую и вовсе незаконно. Такой протокол будет иметь особый вес в суде. Конечно, лучше ходить по улицам осторожно, с опаской и постоянно оглядываясь. Так и пострадать сложнее, и заметить удастся гораздо больше. Если при встрече с опасным знаком все обошлось, то это не повод молчать. Все равно следует жаловаться через общественные чаты в мессенджерах, соцсетях в администрацию города и профильные службы. Это гражданская обязанность – принимать участие в частном контроле за состоянием городской среды.
Опасный «горный перевал»
Есть в Рязани проезд, который может стать местом трагедии в самое ближайшее время. Он расположен возле бывшего торгового центра «Полсинаут» на Московском шоссе, прямо возле железнодорожного моста. Там, судя по внешним признакам, намечается сход «лавины» из бетонных плит, камней и грунта прямо на дорогу. Страшно представить себе, что произойдет, окажись в тот момент в этой зоне человек или автомобиль. Грунтовый склон, на котором стоит торговый центр, попросту не укреплен, а мощные плиты, которые раньше держали эту гигантскую «ступеньку», куда-то делись. Конечно, есть надежда, что это место успеют укрепить до того, как естественные геологические процессы дадут о себе знать, но поторопить ремонтников могут и те граждане, которые вынуждены ходить там и понизу, и поверху. Для этого опять же нужно жаловаться в горадминистрацию, МЧС, другие структуры, проявить гражданскую активность, дать коллективное обращение во все контролирующие органы. И помнить о том, как закон будет защищать интересы пострадавших, если вдруг «лавина» на этом «перевале» все-таки сойдет.