№34 (6138) от 12 мая 2023

Об этом подробно и обстоятельно говорили на брифинге, посвященном противодействию дистанционному мошенничеству.

Как считают эксперты, финансовый сектор в России становится все более технологичным, дистанционные платежные сервисы активно развиваются, мы всё чаще пользуемся безналичной оплатой в повседневной жизни. Естественно, что мошенники пытаются проникнуть в эти денежные потоки и похитить средства. В качестве основного инструмента для атак они используют методы и приёмы социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение.

Полиция бьёт тревогу

По утверждению полицейских, киберпреступность – самый распространённый вид преступлений не только в Рязанской области, но и в стране в целом. Активное участие в борьбе с дистанционным мошенничеством, помимо полицейских, ведут и финансовые организации региона, поэтому в числе организаторов брифинга – УМВД России Рязанской области, отделение по Рязанской области ГУ Банка России и Сбербанк, которого тема мобильного мошенничества касается больше всего.
По словам Алексея Бирюкова, наиболее распространенный способ обмана граждан – звонок под видом сотрудника банка либо того или иного правоохранительного органа. Основная масса звонков осуществляется из колл-центров, находящихся за пределами Российской Федерации. Мошенники оказывают на людей психологическое воздействие таким образом, чтобы они раскрыли личные или финансовые данные, перевели сбережения или взяли кредит с последующим перечислением на «резервный» счет. Мошенники могут неоднократно звонить жертве, используя технологию подменных номеров, запугивать и торопить, чтобы вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. В последнее время для звонков злоумышленники стали активно использовать интернет-мессенджеры.
Выступающие на пресс-конференции акцентировали внимание на том, как вести себя во время звонков с неизвестных номеров.
Если звонящий представляется сотрудником банка или правоохранительных органов, уверяет, что деньги гражданина в опасности, и убеждает перевести их на «безопасный» счет, – ни в коем случае нельзя сообщать сведения о банковской карте и совершать действия под диктовку звонящего. Настоящие сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не попросят сообщить данные карты, снять деньги в банкомате или оформить кредит и перевести деньги на другой счет. Прекратите разговор, если есть сомнения, позвоните в банк и расскажите об этой ситуации.
По данным полиции, за первый квартал текущего года было раскрыто 55 совершённых преступлений, а в прошлом году всего 15, так что правоохранители тоже совершенствуют свои методы в борьбе с киберпреступностью. Другое дело – возврат потерпевшим денежных средств. С этим всё гораздо сложнее. Деньги со счетов граждан зачастую уходят в зарубежные государства.
Участники пресс-конференции рассказали об интернет-гигиене, дали ряд рекомендаций о том, как не стать жертвой мошенников при покупке товаров через интернет, взломе страниц в социальных сетях, и ответили на многочисленные вопросы журналистов.

Вынужденные меры

Самая крупная сумма похищенных средств в Рязани – около 10 миллионов рублей. Эти деньги гражданин перечислял злоумышленникам около двух недель.
Таких обманутых граждан могло бы быть гораздо больше, если бы не постоянная работа по противодействию кибермошенничеству. В прошлом году Банк России инициировал блокировку более 756 тысяч мошеннических телефонных номеров, что в четыре с лишним раза больше, чем годом ранее. Удалось существенно снизить количество звонков с использованием городских телефонных номеров и заблокировать более 4 миллионов вызовов, которые злоумышленники пытались осуществить с использованием технологии подмены номера. В ответ на то, что мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения, Банк России инициирует их блокировку. За 2022 год была прекращена работа почти 2 тысяч страниц в социальных сетях и нескольких десятков мобильных приложений, а общее количество направленных на блокировку ресурсов в сети составило свыше 15 тысяч.
– В ситуации, когда человек самостоятельно переводит деньги аферистам или открывает им доступ к счёту, кредитные организации не обязаны возвращать средства. Банк России вместе с участниками рынка вносит предложение по изменению законодательства, чтобы люди могли рассчитывать на возврат средств даже тогда, когда они были введены в заблуждение и сами перевели деньги на счёт мошенников, – говорит Сергей Кузнецов. – Банк России ведет базу о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиентов (Финцерт). В ней находятся сведения о мошеннических счетах, которые злоумышленники используют для вывода и снятия похищенных средств. Для защиты интересов граждан мы хотим обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на счёт, информация о котором содержится в нашей базе. Другими словами, внедрить так называемый «период охлаждения», когда у гражданина будет время обдумать и оценить совершаемые действия. Если банк-отправитель получил от нас информацию из базы, но не учёл её в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные средства, даже если мошенническая операция произошла с использованием методов социальной инженерии.
Кроме того, проверять операцию на признаки мошенничества должен и банк – получатель средств. Если он видит, что деньги перечисляют на счет, содержащийся в базе регулятора, то у банка должно быть право приостанавливать доступ владельца такого счёта к дистанционному обслуживанию.
Дело в том, что, как правило, пострадавший осознает, что стал жертвой мошенников, спустя время – через несколько часов или на следующий день, когда отменить перевод невозможно, а злоумышленники уже вывели деньги. Поэтому Банк России и предлагает на законодательном уровне ввести двухдневный период охлаждения. Однако если после этого периода клиент всё равно настаивает на переводе в адрес сомнительного счёта, то банк обязан будет исполнить операцию.
При рассмотрении дел о мошенничестве в силу действующей процедуры много времени уходит на запросы данных и переписку между правоохранительными органами и банками, в ходе которых выясняется, на какие счета были выведены деньги, размер похищенной суммы и так далее. При участии Банка России был подготовлен закон, который существенно изменит эту ситуацию. Это закон об информационном взаимодействии между Банком России и МВД. Он был подписан в прошлом году и вступит в силу 21 октября этого года. Правоохранительные органы смогут в оперативном режиме получать информацию о мошеннических операциях. Это повысит скорость и качество расследования дел о кибермошенничестве.


Точка зрения

Алексей Бирюков, начальник управления уголовного розыска УМВД России по Рязанской области:

– За первый квартал 2023 года в регионе киберпреступления в общем объёме преступности составили третью часть, а именно 278 преступлений. За аналогичный период прошлого года совершено было 186 преступлений. Гражданам был причинен материальный ущерб на сумму более 100 миллионов рублей, а за прошлый год немногим более 42 миллионов.

Сергей Кузнецов, управляющий отделением по Рязанской области ГУ Банка России: 

– В прошлом году в целом по стране объём потерь по операциям без согласия увеличился по сравнению с 2021 годом на 4% и составил чуть больше 14 млрд рублей. Больше всего потерь было в дистанционном банковском обслуживании: их общий размер составил 9,3 млрд рублей. Средний чек похищенного составил 16 тысяч. Но опять же, повторюсь, это средняя цифра. Как мы видим из сводок новостей, люди лишаются и гораздо больших сумм. Иногда речь идет о миллионах рублей.


Вячеслав Астафьев

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое