Куда в нашем регионе можно отправиться за «вкусным и свежим» сторителлингом?

Об этом рассказывает Марина ХОЛОХОЛОВА, главный редактор интернет-журнала «Моя Россия», автор-путешественник, ресторанный критик, блогер.

Информационный «фастфуд» смело шагает по городам и весям, заполняя гигабайты памяти историческими «красителями», а по запросам в поисковых системах выдается копированный контент (от слова – плагиат). Истинные же гурманы-путешественники самостоятельно отправляются на поиски «вкусного и свежего» сторителлинга.

Желтая пресса Касимова

Касимов называют городом двух религий, что совершенно справедливо. Можно было бы поделиться в формате этой статьи ссылками на публикации о том, что город – некогда татарская ставка русских царей, но такой информации – пруд пруди. А вот знают ли читатели о том, что в Касимове на Соборной площади имеется совершенно неприметный, на первый взгляд, дом под номером 10А, некогда известный городской трактир бешеной популярности? Владелец его, Аким Тимофеевич Золотов, стал богатым благодаря смекалке.

Каждое утро в заведении яблоку негде было упасть, но не потому что кормили-поили тут по-особенному. Маркетинговый ход образца 20 века: грамотный владелец читал газету жителям города, которые читать не умели.

Или другая занимательная история для фуди.

Про касимовскую невесту знает каждый, сегодня исторический факт можно даже попробовать на вкус, отведав одноименный шоколад с изображением знаменитой сцены, где царь Алексей Михайлович выбирает жен.

Искушенному читателю нужна другая история. Есть такая в загашнике. Слухами полнится касимовская земля, что на центральной улице, некогда Соборной, ныне – Советской, замужние женщины ходили по одной стороне, незамужние – по другой. Констатировать факт не беремся, но хочется верить, что мужчины совершали променад, присматривая, конечно, будущих жен. Вот вам и Tinder 19 века!

Гусь-Железный, или Сельский Кенигсберг

Если фотографию Троицкой церкви в селе Гусь-Железный чуть «подрезать» в формате Instagram, то смело можно поставить геолокацию – Калининград. Храм с элементами барокко и классицизма поражает воображение с тех моментов, как только главка показывается из-за бугра к въезду в село. Монолитный и толстостенный белокаменный собор высотой в 50 метров построен на деньги известных промышленников Баташевых.

Легенды о них слагаются самые разные, например, что при строительстве усадьбы в этом же селе многие крестьяне подвергались пыткам, а сами владельцы – знатные фальшивомонетчики. А еще, что один из братьев, Андрей Родионович Баташев, был масоном.

Но вернемся к церкви. Храм представляет собой уникальное строение в псевдоготическом стиле в самом что ни на есть русском народном селе. Как и полагается в истории постреволюционной России, Троицкая церковь служила другим нуждам, – хозяйственным. Здесь размещались склады и осуществлялась продажа керосина. Свидетелями тому выступают стены, выкрашенные в синий цвет, кое-где краска облупилась, «выдавая» другие вехи жизни собора. А под куполом можно увидеть керосиновую цистерну, сохранившуюся с советских времен.

Интересно убранство века 21-го: на подоконниках стоят цветы в горшках, иконы, церковные книги и свечи размещаются на столе с синей скатертью, образ Спаса почернел от времени, а перегородки внутри скорее напоминают лабиринт. Экстерьер церкви практически не изменился со времен Баташевых, только дверь бокового входа заменена на пластиковую.

Кстати, автор проекта остался неизвестным. Поговаривают, что им мог быть сам Василий Баженов – автор Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Но это неточно. Василию Ивановичу часто приписывают почти все псевдоготические постройки, авторы которых в документации не сохранились.

В качестве послевкусия: рядом с храмом располагается магазин, где всегда продают только что испеченные пончики, посыпанные сахарной пудрой. Рекомендуется пробовать с пылу – с жару.

Инь-Ян рязанского формата

Мудрость народная, она ведь на то и мудрость, чтобы находить свое отражение во всем. Ничего у наших предков не было просто так – только по делу. А сколько символизма и тайных (иногда и явных) знаков, да таких, что Дэн Браун со своим «Кодом да Винчи» нервно курит в сторонке. Представляем вашему вниманию «Чашу Грааль» рязанского формата – это кичка – женский головной убор рязанского костюма образца 17-19 веков.

Кичка была обязательно двурогой, что олицетворяло собой образ коровы – символ плодородия. Кому как не женщине носить такой головной убор! Но самое интересное кроется в узорах.

На первый взгляд, а это если не приглядываться, заметны сплетения нитей: не то цветы, не то растения, не то мифические животные – в общем, какие-то там узоры. И только знатоки тонко подметят, что перед нами символическое мужское и женское начала.

Умеют удивлять на Рязанщине! Вот еще пример – михайловское кружево, аналогов которому нет во всем белом свете. Представляет собой трехцветное плетение (красный, черный и белый), это единственное цветное кружево с историей.

Узор кружева строг и геометричен – древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала. В древности кружева оценивали по весу, причем один грамм кружева приравнивался к одному грамму золота. Сегодня же уникальные михайловские кружевоплетения – предмет случайного разговора на кухне. К сожалению.

Конечно, в 21 веке надеть кичку и сорочку с михайловским кружевом можно только будучи артистом Рязанского хора, но увидеть филигранное мастерство и рассмотреть поближе мужское и женское начала не только можно, но и рекомендуется.

Голая правда о рязанском ВДНХ

Есть и в самой Рязани другая шокирующая правда – копия Московской ВДНХ. Это то, что не принято показывать туристам, то, о чем писать в статьях – не комильфо. Торговый городок был построен как точная копия Московской выставки достижений народного хозяйства: есть тут и карельский домик, есть и фонтан, аналогичный закругленный вход. И если «старшая сестра» в Москве пребывает в отличном состоянии, то «младшая» в Рязани – в весьма плачевном. Но есть то, что привлекает сюда истинных ценителей истории. Например, деревянные главки боковых входов, оригинальные надписи советских вывесок и торговые домики, где у каждого своя история.

Рязанская ВДНХ открылась в 1955 году. «По обе стороны от дороги, начиная с площади, стоят телеги. Что только не предлагают с них: поросят, пестрых петухов, овец, сало, яблоки, творог, семечки, самотканые половики, гвозди, сбрую, соленую капусту, грибы, глиняную посуду, валенки, свежую рыбу. Веселые люди, плотным потоком двигающиеся к воротам выставки, попадают в этот водоворот шума, пересмешек, зазывных криков, кукареканья петухов, перезвонов гармошек» (Из книги Галины Вологжаниной «Вместе на этой земле»). В наше время «сочность» городка отражается только в лавках с арбузами да в нескольких ярких вывесках, а центральный вход «украшает» синяя надпись «Мебель». От былого величия только рассказы и остались.

Для ценителей высокой «информационной» кухни

Если у обывателя спросить, что такое Рязанская область, то, скорее всего, ответ будет расхожим: ВДВ (музей ВДВ – единственный в России), грибы с глазами, Есенин. Отчасти это так, но не стоит забывать и о Циолковском, и о Павлове, об Уткине, и Паустовском – все эти люди так или иначе связаны с регионом, и есть места, где сохранилась история о них. Понятно, что рейтинг возглавляет всенародный русский поэт Сергей Есенин. Хотя он на то и всенародный, что больше олицетворяет собой всю страну, а вот кухня есенинского края – села Константиново – прочно ассоциируется с Рязанщиной. Здесь и ботвинья с крапивой и щавелем (что-то среднее между окрошкой и ухой), и утка с пюре из репы и яблок, и судак с драченой из полбы под кремом из белых грибов, и вареники из черемуховой муки с творогом, что макаются в малиновое варенье, из напитков – морс из шиповника. А еще осень начинается с Рязани, потому что это время года прочно ассоциируется с бабьим летом, со сбором урожая и цветом охры, а под ниспадающий танец листьев так и хочется мечтать по-есенински.


Самое читаемое