Полет, вошедший в историю


43

В Рязани отметили 30-летие запуска космического корабля «Буран»

15 ноября 1988 года супертяжелая ракета-носитель «Энергия» вывела орбитальный корабль многоразового использования «Буран» в открытый космос. Корабль дважды обогнул земной шар и успешно приземлился на Байконуре. Космическая разработка советских ученых и инженеров открывала фантастические перспективы в освоении околоземного пространства и была ответом на программу звездных войн, объявленную в Америке.

Советскому Союзу был брошен вызов. Если бы речь шла только о создании нового летательного аппарата, ученые и политическое руководство страны на него, может быть, и не отреагировали бы. У нас были задумки поинтереснее. Например, построить исследовательскую базу на Луне. Но появилась угроза, которую рассчитали в лабораториях. Американский «шаттл» мог совершить нырок из космоса, где он был неуязвим, в атмосферу и нанести ядерный удар по любой точке страны, а потом снова уйти на орбиту.
Лучшие инженерные кадры взялись за решение непростой задачи. Двенадцать лет в секретном режиме создавался космический «самолет», способный находиться на орбите 30 суток с десятью членами экипажа на борту. А потом приземляться на любом аэродроме.
В создании корабля весом 80 тонн принимали участие и рязанские предприятия военно-промышленного комплекса. А всего в программе было задействовано свыше 1200 производств, институтов и организаций СССР. В КБ «Южное», например, под руководством нашего земляка Владимира Уткина создавался боковой ускоритель.
Рязанец Николай Булычев основательно изучил историю «Бурана» и выступил с докладом о значении его полета для нашего времени на научно-практической конференции в рязанском «политехе». Конференцию открыли директор института И.А. Мурог, представители региональных министерств культуры и туризма, промышленности и экономического развития.
– Потребовалось колоссальное напряжения всех сил, – рассказывает Николай Булычев. – Советские ученые и конструкторы с задачей справились. Американцы были поражены. Удалось создать тяжелую ракету-носитель «Энергия», 80-тонный корабль «Буран», запустить их в космос и провести испытательный полет советского челнока в автоматическом режиме. Последующие запуски могли стать пилотируемыми, с экипажем на борту. Но наступали тяжелые времена. Сворачивались космические оборонные программы, их лишали финансирования. Проходило это под предлогом разрядки напряженности между СССР и США. Американцы старались воздействовать на общественное мнение и на политиков, убеждая их в том, что космические программы оттягивают финансовые ресурсы, что это «бездонная бочка», и вообще, о каком космосе можно говорить, когда в магазинах нет продуктов. Возражения ученых тонули в хоре либеральных пропагандистов. Начался настоящий антикосмический психоз, а все аргументы думающих людей воспринимались как отрыжка тоталитарного режима.
Единственный оставшийся в России экземпляр корабля долгое время использовался в московском парке им.Горького как площадка для аттракционов. Сейчас он находится на территории ВДНХ. Еще один недостроенный «Буран» перешел в собственность Казахстана. Ну а тот корабль, который поднимался в космос и два раза обогнул земной шар, погиб под обломками ангара на Байконуре.
Я спросил Николая Александровича, как он относится к мнению, что программа по созданию советского космического челнока была изначально тупиковой, экономически нецелесообразной. Запуски одноразовых ракет обходились много дешевле, и на орбиту они доставляли больше груза.
Булычев такую точку зрения не разделяет. Как, впрочем, и многие эксперты в области науки и техники. Орбитальный корабль был рассчитан на 100 полетов. С его применением можно было проводить ремонты на МКС, выполнять исследования и проводить эксперименты. Да и саму станцию «Мир» спустить на землю, а не затапливать в океане.
«Буран» был не просто космическим кораблем. Он был идеей, вдохновлявшей научную элиту страны на героические свершения. Благодаря проекту в СССР разработали 230 уникальных технологий, нашедших свое применение в различных сферах.
И все-таки программа не канула в Лету. О ней вспомнили уже в двухтысячных. Начали искать документацию. И тут выяснилось, что она стерта с электронных носителей. Многое потеряно или уничтожено. Очень уж постарались люди, пришедшие на важные посты в ходе политического переформатирования страны. Они послушно отрабатывали заказ по уничтожению всего самого передового, что было в советской науке и технике.
«Два года назад в России снова заговорили о реанимации проекта «Буран». По указанию Президента В.Путина программа начала возрождаться», – отметил в своем выступлении Николай Булычев.
На конференции директора музеев, члены научных общественных организаций, рязанского Федоровского комитета проследили связь научных идей великих рязанцев: Циолковского, Уткина, Федорова – в деле освоения космоса и создания передовых летательных аппаратов. Участники «круглого стола» возложили цветы к памятникам Циолковскому, Уткину, Аксенову в Рязани.
Продолжилось общение в музеях космонавтики села Ижевское и рязанской школы №16.