№23 (6327) от 28 марта 2025

Историку это под силу

Сегодня наш собеседник – Александр Станиславович Соколов. Более 30 лет он преподаёт историю в РГРТУ имени В.Ф. Уткина. В этом вузе прошёл путь от ассистента кафедры до заведующего (в настоящее время это кафедра истории, философии и права) и доктора исторических наук.

– Какова роль историка в разные эпохи, и в частности – на современном этапе развития России?

А.С. – Изучая историю, человек познаёт себя. История ставит в центр своего изучения человеческое общество. Познавая историю, люди видят путь, пройденный человечеством. Людям всегда была присуща тяга к познанию прошлого.

Массив социокультурных знаний передаётся из поколения в поколение. И каждый раз эти знания осмысливаются на новом уровне. Историческое познание не сводится к простому перечислению примеров, фактов. Недаром в древности историю называли наставницей жизни. Каждая эпоха универсальна. Она сочетает в себе как болевые точки, так и победы. Изучая ту или иную эпоху, историк стремится выявить опыт и знания, которые применимы к современности, чтобы проследить нить, связывающую древние пласты истории с текущими событиями. В.Г. Белинский отмечал, что мы вопрошаем прошедшее для того, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о будущем.

Безусловно, интерес к своему прошлому обостряется в переломные периоды жизни народа. И на современном этапе мы видим колоссальный интерес населения к отечественной истории. Посмотрите, сколько действует у нас сейчас общественных организаций, связанных с исторической деятельностью. Это Российское военно-историческое общество, Союз краеведов России. Недавно состоялось открытие рязанского отделения Российского исторического общества, что я считаю знаковым событием. Это, безусловно, сыграет важную роль в изучении региональной истории.

Надо сказать, что для каждой эпохи был характерен высокий интерес к истории. Неслучайно среди наставников наших императоров были историки. Например, Александру III историю преподавал профессор Московского университета Сергей Михайлович Соловьёв. А его сыну Николаю II историю читал Василий Осипович Ключевский. Исторический опыт играет выдающуюся роль в формировании национального сознания, нахождения путей дальнейшего социального, политического и экономического развития общества.

Актуальные текущие события – нарастание международной напряжённости, кризис идентичности, стремление коллективного Запада использовать фальсификацию истории в качестве оружия в информационной войне, стремление пересмотреть ход и итоги Второй мировой вой­ны, вклада Советского Союза в послевоенное развитие – обостряют интерес к истории.

Мне представляется, что Всемирный день историка – это праздник для представителей многих профессий, связанных с изучением прошлого. В их числе – работники архивов, музеев, библиотек. Хотя праздник сравнительно молодой, он утвержден Российским историческим обществом в 2006 году.

– Вы преподаёте историю в техническом вузе. Есть какие-то особенности подачи знаний таким студентам?

А.С. – Мы работаем с ребятами, обучающимися по специальностям инженерно-технического и экономического профиля. И делаем акцент на изучении истории общественно-политического плана с учётом вклада отечественных инженеров, техников в развитие науки. Безусловно, акцентируем внимание и на региональном аспекте, в том числе на истории развития нашего вуза. Мы работаем с первокурсниками. Они после школы охотно откликаются на участие в конкурсах на написание научных эссе, участвуют в традиционных конференциях Рязани на базе областной библиотеки имени Горького. В этом году будут писать исторический диктант, приуроченный к 80-летию Великой Победы.

В нашем университете в апреле ежегодно проходит студенческая научная конференция, на которой работает секция, посвящённая истории России. Будущие инженеры, программисты интересуются аспектами отечественной истории, связанными с развитием науки, техники, военного дела. И это, на мой взгляд, показывает, что у современной молодёжи нет индифферентности к изу­чению своего прошлого. Так что обратная связь от них есть.

Отмечу, что с сентября 2023 года увеличено количество часов на преподавание истории России. Мы читаем историю два семестра. Это позволяет более основательно изучать темы курса и акцентировать внимание не только на прошлом, но и говорить с ребятами о современных событиях. Помогает нам в этом и новый университетский учебник по истории России, который подготовлен сотрудниками Института российской истории РАН под редакцией Юрия Александровича Петрова.

– Как историку работать в условиях недостаточности источников?

А.С. – Любой исторический источник – это бесценный и беспристрастный свидетель времени. Источники могут быть личного, коллективного, государственного происхождения, это письменные, материальные источники, аудио-, фотодокументы. Существуют проблемы, связанные с событиями недавнего прошлого – примерно с конца 1980-х годов. Может быть, не пришло ещё время открыть архивные документы, которые связаны с этим историческим периодом. Но в то же время можно обратиться к методу сравнения, использования нарративных источников путём опроса свидетелей тех или иных событий. Одни из важнейших черт профессионального историка – это кропотливость в работе и терпение.

– Расскажите о сфере ваших научных интересов…

А.С. – Это НЭП – новая экономическая политика советского государства, очень интересное время. Первое послереволюционное десятилетие, когда были попытки сочетания старых традиций и устоев имперской России с новой идеологией большевиков. Этот период охватывает не только экономические проблемы, но и проблемы социальной политики, международных отношений, роли России, затем Советского Союза на международной арене.

Не так давно в исторических кругах проходили конференции и круглые столы, посвящённые столетию провозглашения и реализации новой экономической политики. Велись дискуссии о сочетании элементов рынка, плановой экономики, насколько они могут сосуществовать друг с другом, о соотношении экономики и политики, о роли амбиций личности во внутриполитической борьбе. Из любого периода истории, не только НЭПа, мы можем извлекать уроки, проводить определённые параллели с настоящим.

– А ваш профессиональный путь был изначально прямым, без вариантов?

А.С. – Да, у меня интерес к истории со школьной скамьи. Я с признательностью вспоминаю обучение на историческом факультете Рязанского государственного педагогического института имени С.А. Есенина. У меня были замечательные учителя – Иван Павлович Попов, Николай Григорьевич Соколов, Константин Андреевич Малафеев, Евгений Георгиевич Тарабрин. Это люди, которые открыли мне путь в науку и профессию.

Быть историком – интересное, но в то же время трудоёмкое занятие. И сегодняшним своим коллегам я хочу пожелать быть верными профессии, любить стезю историка.

– Спасибо вам за интересный разговор!

Беседовала Людмила Трухина
Фото Евгения Фролова

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое