Школьная сцена как площадка проектной деятельности
Считается, что люди, добившиеся успеха в сферах бизнеса, науки, менеджмента и искусства, обладают проектным мышлением. Оно характеризуется нешаблонным подходом к оценке способов и результатов своей деятельности. Его носитель мыслит «силовыми линиями». Как развить активное самостоятельное мышление у ребенка? Эти вопросом задается не одно поколение педагогов. В настоящее время получила распространение технология, в рамках которой дети сами придумывают и воплощают разные, в том числе и творческие, проекты.
Проектная деятельность – это не дань модным педагогическим трендам: российская педагогика обращалась к таким методам в преподавании еще в начале ХХ века. В результате работы над проектом у учеников развивается самостоятельное и критическое мышление, они осваивают исследовательские практики и приобретают навыки работы в команде, учатся грамотно обращаться с информацией, что актуально в современном обществе. Современные реалии настоятельно «советуют» использовать проектную деятельность в обучении и воспитании детей. Питательной средой для развития проектного мышления является любительский школьный театр, традиции которого упрочились у нас в стране с XVIII века. А в последние сто лет самодеятельные театры превратились в неотъемлемую часть современного образовательного пространства.
2019 год объявлен в России Годом театра, в рамках которого по всей стране проходят масштабные мероприятия: Всероссийский театральный марафон, XXV фестиваль «Золотая маска», Театральная олимпиада и т.д. В «сохранении и популяризации лучших отечественных театральных традиций и достижений» (так сформулированы задачи Года театра) примет участие и рязанский регион, имеющий обширный творческий бэкграунд: помимо 4 профессиональных театров, у нас эффективно работают более 400 любительских коллективов, в том числе школьных. В этом году в рязанских театрах пройдут показы премьерных спектаклей; тема театра станет основной на II Международном форуме древних городов, свои разработки представят уличные театры, театры песни и самодеятельные коллективы.
Вклад в этот комплекс мероприятий решили внести и учащиеся школы № 43 г. Рязани, которые к Году театра подготовили для своей аудитории проектный стартап «Литературный альманах» – цикл литературно-музыкальных композиций, посвященных творчеству писателей-юбиляров. Инициатором проекта выступила директор школы Ольга Викторовна Лобан. А его апробация прошла в декабре 2018 года, который ознаменовался 200-летним юбилеем И.С. Тургенева. Лиричность и изящная простота тургеневской прозы, пронзительность коллизий и цельность героев, вдохновлявшие не одно поколение режиссеров, получили свою трактовку в композиции «Великая сила искусства», реализованную творческими силами учеников 9 Б класса.
В цикл литературно-музыкальных композиций были включены также постановки по творчеству и других авторов: «Творенье может пережить творца» (по произведениям
У. Шекспира, которому исполняется 455 лет), «Одинокий гений. Жизнь, овеянная мистикой», посвященная 210-летию Н.В. Гоголя, и «Последняя осень» (по наследию А.С. Пушкина, 220-летний юбилей которого будет отмечаться 6 июня).
Концепция этого проекта заключалась в обращении не только к художественному наследию писателей, но и к особенностям социально-культурной среды, в которой они творили. Структура и контент каждой презентации получили уникальное решение, потому что в ее разработке был запечатлен авторский «почерк» класса, пробовавшего свои силы в режиссуре, написании сценария, музыкальном монтаже, дизайне костюмов и декораций. Рекомендации учителей русского языка и литературы, английского языка, музыки, искусства и хореографии, которые организовывали детей и репетировали с ними, придали композициям завершенный вид, но основной проектный потенциал был реализован самими учащимися.
При просмотре литературно-музыкальной композиции учащихся 10 А класса «Творенье может пережить творца» зрители переносятся в волшебный мир трагедий У. Шекспира и его прекрасных сонетов, узнают много нового и интересного из его биографии, знакомятся с шекспировским театром «Глобус» в Лондоне.
Художественная индивидуальность Гоголя, в видении учеников 9А класса, – это выразительное сочетание малороссийской песни и фольклорных преданий, это воплощение малой Родины, которая воссоздана с такой яркостью в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Ребятам удалось передать зрителям единство сатирического, мистического и бытового начал, которое характеризуют миры «Ревизора» и «Мертвых душ» и без которого невозможно подлинное понимание писателя.
В литературно-музыкальной композиции по творчеству Пушкина, представленной учениками 11 А класса, сквозное действующее лицо – Рассказчик – размышляет о том, что есть подлинный Гений, и в медитативное сплетение входят ключевые документы эпохи, воспоминания и противоречивые оценки пушкинских современников. Но главным в композиции остаются драгоценные пушкинские тексты: его литературные шедевры, письма, публицистические и критические заметки, искрометный Table-talk, шутки и афоризмы. Прочувствовать важные для пушкинского творчества темы – взаимоотношение Художника и Власти, назначение Гения и Дара – помогает насыщенный музыкальный фон (мелодии В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова и т.д.), органичным компонентом которого становится живая игра на фортепиано.
Объем материала, осмысленного в этих композициях, обширен, а это не только обнаруживает пытливость учеников (необходимую в реализации проектной деятельности), но и доказывает поразительную современность писателей, составляющих гордость человечества.
Наталья Долгова,
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики РГУ имени С.А. Есенина