№90 (5995) от 26 ноября 2021
Что делать, если беспокоят коллекторы?
Наш читатель Виктор Михалев обратился к нам с просьбой выяснить, как правильно общаться с представителями коллекторских организаций. «Сумма долга перед финансовой организацией у меня небольшая, но ее представители названивают мне постоянно, даже ночью. Законно ли это?» – пишет он.
Мы обратились к сотрудникам управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области, чтобы ответить на вопрос нашего читателя.
Как рассказали сотрудники ведомства, с 1 января 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
«Закон устанавливает ограничения, условия и порядок деятельности кредиторов и юридических лиц, действующих от их имени. Условно их можно назвать «коллекторами». Сведения о тех из них, кто работает в рамках закона, включены в государственный реестр, так как они прошли определенную процедуру проверки», – рассказали в управлении. По словам сотрудников УФССП проверить эти сведения можно на официальном сайте ведомства в разделе «Сервисы». При этом гражданам необходимо понимать, что закон не освобождает должников от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав.
Судебные приставы поясняют, что коллекторы имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, смс-уведомлений, электронной и почтовой переписки.
«Должникам нужно помнить, что коллекторы при взаимодействии с гражданами имеют ограничения. Любые контакты с должником запрещены с 22.00 до 08.00 в рабочие, и с 20.00 до 09.00 по местному времени в выходные/праздничные дни. Личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю, а телефонные звонки допускаются не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. В то же время сообщения текстовые, голосовые и телеграфные разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырех раз в неделю и шестнадцати в месяц», – приводят нормы закона в управлении.
Сотрудники Управления Федеральной службы судебных приставов по Рязанской области отмечают, что при любых контактах с представителями коллекторских организаций запрещены угрозы причинения вреда здоровью или жизни, уничтожения или повреждения имущества. Также коллекторам не допускается оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц. Помимо этого, не допускается вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства.
Судебные приставы рекомендуют гражданам, имеющим займы или непогашенные долговые обязательства, сохранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа, в период исполнения договора и в течение трех лет после возврата долга. Те же рекомендации касаются квитанций и расписок о погашении долга.
Анонимное общение также нежелательно: если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет. При личной встрече требуйте предъявлять документы. Более того, действующее законодательство Российской Федерации не воспрещает вам просить копии этих документов либо фотографировать их.
Нашему читателю Виктору Михалеву в УФССП Рязанской области посоветовали в случае, если коллекторы звонят слишком часто или в ночное время, фиксировать точное время звонков, обратиться к своему оператору связи и запросить у него детализацию звонков, которая помимо времени вызовов содержит номера абонентов.
«Если вы заметили, что кредитор применяет неправомерные методы воздействия, фиксируйте беседу с помощью диктофона или видеокамеры. Как правило, предупреждение оппонента о том, что разговор будет записан, помогает собеседнику быть более корректным. В случае попытки грубого общения напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью», – подчеркнули приставы.
Фото Сергея Михеева/Российская газета