№98 (6302) от 20 декабря 2024

Новый спектакль Владимира Деля «Где мои семнадцать лет» в молодёжном театре «Предел» посвящён Владимиру Семёновичу Высоцкому

Мы, зрители, всегда ждём от режиссерских работ Деля чего-то особенного и оригинального, ведь он – мастер катарсиса, не всегда душевно комфортного, но всегда честного, всегда на пределе. В этот раз всё было именно так, только это «так» надо умножить на предложенные в названии «17». Ведь именно столько лет исполнителям главных ролей – Матвею Пузаткину и Полине Тузовой.

Матвей, успевший заслужить восторженные отзывы театральных критиков, не пытается перевоплотиться в Высоцкого. В течение всего спектакля он остаётся собой, со своей интонацией и присущей ему пластикой, но весь диапазон чувств и эмоций, которые испытывал поэт в течение своей жизни, Матвей передает азартно, с абсолютной отдачей, нисколько не жалея себя, точно так же, как это делал Высоцкий. Каждый зритель, чувствуя накал страстей, переживал уже за Матвея, за его невероятную попытку передать трагизм судьбы великого поэта, чья гениальность оказалась для него убийственной.

Есть мнение, что гений – это тот, чья душа более восприимчива к чувствам всех остальных, кто не может не откликнуться на зов Вселенной.

Высоцкий в своем творчестве отобразил великое множество переживаний других людей, как бы вобрав в себя всё самое типичное в них. Матвею удалось и это. Интересно было наблюдать его игру в иронических песнях, пронизанную чувством юмора.

В спектакле потрясает искренность Матвея на сцене, исповедальность его реплик и монологов. Без огромного жизненного опыта молодому актёру удается рассказать о любви и ненависти, о жажде жизни, об одиночестве и тоске, о страхе смерти и парадоксальном влечении к ней.

Но жизнь – это равновесие. Поэтому неистовство гения в спектакле уравновешивает любовь. Очаровательная Полина Тузова олицетворяет эту гармонию через множество женских образов: любящей матери Высоцкого, гламурной ведущей концерта, девушки-журналистки, которая берёт интервью, первой бывшей жены и, наконец, главной музы Высоцкого – Марины Влади. Временами нежная, иногда исступленная игра Полины придаёт сценическому действу накал настоящей любви, о которой поётся во многих песнях Владимира Семёновича.

Страсть, разлука, страдания, моменты счастья, отсутствие кислорода для творчества, погружение в депрессивный психоз, угасание жизни, спасение, борьба за жизнь вплоть до угрозы международного скандала, врачебное чудо, творческое пробуждение, внезапный обрыв… Прожить такое рядом с мужчиной способна только сильная и любящая женщина с характером, воплощённый ангел-хранитель, способный превратиться в дьявола для защиты любимого. Каждая эмоциональная нота в игре Полины – на своём месте, каждый жест, каждая интонация работают на образ.

Особую роль в спектакле играет реквизит. Большой портрет Владимира Семёновича из личного архива Владимира Деля, памятный камень, детский сапог с песком внутри, катушечный магнитофон и, конечно же, гитара. Вещи, которые превращаются в скорбный натюрморт в финале и становятся ещё одним полноценным героем спектакля, которому в итоге аплодируют все, включая актёров. Очень тонкая, почти ювелирная режиссёрская работа с образами и чувствами!

Спектакль «Где мои семнадцать лет» разбудил в каждом зрителе воспоминания о «своём» Высоцком. Уже после занавеса во время обсуждения выяснилось: кто-то общался с близким другом Высоцкого, кто-то задавал вопросы ему самому на пресс-конференции в МГУ, а кто-то вспомнил своих родителей и ту самую заигранную кассету с запрещенными в то время песнями. Каждый ушёл со своим театром добрых воспоминаний. Лучший подарок зрителям к Новому году от театра «Предел». Спасибо. И – браво!

Режиссер Владимир Дель:

— Высоцкий для меня сегодня – это бегство в собственную юность, к катушечному магнитофону «Маяк», где и поныне крутится плёнка с его живым голосом.

Творчество великого поэта и актёра, его сила духа, темперамент обозначили программу нашего театра, которая называется словом «Предел», как символ крайнего напряжения сил, огромной душевной траты, предельной самоотдачи в творчестве. Высоцкий – мера жизни. С ним рядом стыдно жить, если поступил не так, если струсил когда-то или, не дай Бог, предал свои идеалы. Кажется, к этому спектаклю мы шли всю свою жизнь.

Это день наступил. Премьера состоялась. В спектакле играют талантливые и бесстрашные актёры: Матвей Пузаткин и Полина Тузова. Им по 17 лет. Они не играют биографию Высоцкого. Они погружаются в пространство собственных впечатлений от трагической судьбы творца. Из обрывков воспоминаний современников, из стихов, из сочинённых клипов на песни великого артиста складывается жанр действа – тризна по Высоцкому. Тризна – как выражение высокой трагедии, в которой по-прежнему актуальны слова «чтобы помнили, чтобы везде пускали».

Премьеру спектакля «Где мои семнадцать лет» рязанцы смогут увидеть 25 января 2025 года в 17 часов на сцене ОНМЦ (Дом народного творчества в Нижнем городском парке). (6+)

Светлана Шестокрылова, педагог отделения «Театральное искусство»
Мало-Шелемишевской детской школы искусств,
руководитель театра «Воображариум»

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое