
Накануне праздника мы поздравляем учителей вне зависимости от того, когда ушли со школьного двора
По календарю профессиональный праздник учителей выпадает на 5 октября, но по многолетней традиции его в России начинают праздновать в первые выходные второго месяца осени. Падающие с деревьев листья еще сохраняют в памяти первосентябрьские линейки, но настрой в душе на весь учебный год уже обеспечен.
Какой сегодня стала школа, как на нее влияет пандемия и на что настроены педагоги и учащиеся? На эти и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить директора школы № 15 города Рязани Светлану ШАДРИНУ.
Р.В. – Светлана Александровна, когда вам предложили возглавить школу, какие мысли были по этому поводу?
С.Ш. – Предложение было неожиданным. Я работала учителем истории в школе № 64 и об административной работе даже не думала. Сначала у меня были сомнения, соглашаться или нет. Мне очень не хотелось расставаться со своими девятиклашками, у которых я была классным руководителем.
Р.В. – Почему же тогда согласились работать директором?
С.Ш. – Как-то во мне с детства залегло – если мне доверяют, рассчитывают на меня, значит, я нужна и должна оправдать доверие. Одиннадцатый год работаю директором и стараюсь никого не подвести, а мои любимые учителя и родители ребят меня поддерживают.
Р.В. – Какое влияние на учебный процесс оказала пандемия?
С.Ш. – Мы рады тому, что в этом учебном году можем общаться друг с другом, хотя и с определенными ограничениями. Родители, как раньше, уже не входят в школу, а дожидаются детей на улице. Нашлись свои положительные стороны и у онлайн-формата. Дети и родители освоили компьютерные программы, о которых ранее только слышали, и научились понимать друг друга в виртуальном пространстве. У нас есть и группа в соцсетях, и школный чат. Там мы, помимо делового общения, стараемся дарить друг другу хорошее настроение.
Р.В. – А какое настроение у учителей в канун профессионального праздника?
С.Ш. – Для нас День учителя – это праздник, и не только наш. Мы его отмечаем вместе с детьми и родителями. Это еще один повод быть нам всем вместе и порадовать друг друга хорошим настроением. В день праздника мы еще раз убеждаемся, что наша профессия необходима людям, а насколько она уважаема и почитаема в обществе, зависит от нашего желания и возможностей каждый приносить детям счастье.
Р.В. – Это счастье-то в чем выражается? Чему сегодня учат в школе?
С.Ш. – Не только, как поется в популярной песне Михаила Пляцковского, «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе…» Мы стараемся дать детям разносторонние знания, которые им обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Учим общаться, внимательно слушать собеседника, быть вежливыми, понимать друг друга, отстаивать свое мнение. Школа учит жить маленьких граждан своего государства.
Р.В. – Я попрошу вас словесно, конечно, нарисовать коллективный портрет учителей 15-й рязанской школы.
С.Ш. – Наши учителя, прежде всего, профессионалы. Это люди творческие. Они нестандартно мыслят и учат мыслить детей. Я бы сравнила наш коллектив с цветущим садом. В нем каждое дерево дает свои плоды, и рядом с большими, уже хорошо укоренившимися деревьями, произрастает молодая поросль.
Р.В. – К вам в школу идет работать молодежь?
С.Ш. – У нас порядка 40 процентов педагогов – молодые учителя. Конечно, проблема кадров есть и в нашей школе, но мы стараемся для ее решения использовать все возможности. Даем информацию о себе в интернете, сообщаем о вакансиях в наше управление образования, в РГУ имени С.А. Есенина, где есть педагогические специальности, в Рязанский педагогический колледж. Летом у нас было семь вакансий, но сейчас все они закрыты. К нам пришли учителя по русскому языку, математике, физической культуре, информатике, педагог начальных классов. Непросто молодым педагогам вливаться в незнакомый коллектив, но мы стараемся помочь адаптироваться каждому. Поначалу не просто складываются отношения у молодежи с родителями, ведь они переживают за своих детей и хотят, чтобы их учили опытные педагоги. Но проходит время, и когда они видят, что их детям с молодыми порой интереснее, ребята с ними быстрее находят общий язык, мнение у мам и пап меняется. Я всегда говорю родителям, им очень повезло, что у их детей молодой педагог, потому что их дети для молодых учителей – это как первый ребенок, которого всегда чуточку больше любят.
У нас в школе пятеро учителей – наши выпускники. Трое из них – молодые педагоги. Это учителя химии, биологии и физической культуры. Наш женский коллектив разбавляют четверо мужчин, что очень даже хорошо. Мужское влияние в школе ощущается всеми. Всего у нас 36 педагогов.
Р.В. – Без родителей сложно представить себе школу. Как у вас строится с ними работа?
С.Ш. – Родители нам во всем помогают. У нас в школе создана методическая лаборатория «Взаимодействие», которая помогает выстраивать отношения между педагогами, учителями и родителями. Родители вместе с нами участвуют в конкурсах, спортивных соревнованиях, совместных выходах в музеи, театры, правда, сейчас больше в онлайн-режиме, но взаимоотношения не прекращаются. Пандемия внесла коррективы, но не уменьшила желание родителей быть активными участниками школьной жизни. В данный момент акцент делается не на общешкольные мероприятия, а на работу внутри классного коллектива. Проводятся тематические встречи, совместная подготовка к конкурсам, экскурсии, родители помогают в благоустройстве школьных помещений и территории. Мы им очень благодарны за поддержку. Надеемся, что после пандемии к нам опять вернутся очные формы взаимоотношений.
Р.В. – Почему вы сами стали учителем?
С.Ш. – Я – старшая дочь в семье, у меня две младшие сестры. Так получилось, что в детстве мы играли в школу, и я была, конечно же, учителем. Помогала сестренкам делать уроки, учила их убираться дома, готовить обед, мыть посуду. Уже тогда стала подумывать о том, как хорошо быть учителем. В школе у меня были замечательные учителя, и мне хотелось быть на них похожей, так что выбирать профессию не приходилось. Она сама меня нашла, хотя родители хотели, чтобы я стала врачом. Я тогда просто настояла на своем выборе и ничуть об этом не жалею.
Р.В. – Какова, на ваш взгляд, идеальная модель школы?
С.Ш. – Идеальная школа – это место, куда детям и педагогам хочется приходить, где они чувствуют себя комфортно, по-домашнему, где возникает желание стремиться к лучшему, творчески развиваться, расти как личность.
Всех своих коллег я поздравляю с наступающим профессиональным праздником и очень рада за них, что не забывают слова Роберта Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на земле».
Беседовал Вячеслав Астафьев