Рязань – это деталь пазла огромной и пестрой мозаики памятных мест России. Без понимания того, какое место занимает наш город в общей картине страны, невозможно представить всю Россию


В последнее время в регионе заметен рост количества инициатив в сфере туризма. Появляются новые отели, рестораны, частные музеи, объекты показа. Растут перспективы развития не только внутреннего туризма, но и въездного. Об историях успеха в туристическом бизнесе, о том, как идеи воплощаются в жизнь и с какими сложностями сталкиваются предпринимательские инициативы, мы и будем рассказывать в совместном информационном проекте Центра развития туризма и нашего издания.


Разговор с Валентином Горбачевым постоянно сводится к истории, хотя я и стараюсь переключить беседу на бизнес-составляющую его проекта. Это и понятно. Валентин – кандидат исторических наук и один из самых ярких экскурсоводов города.

Царь Салтан

– Если задуматься, то увлечение историей началось глубоко в детстве, еще со времен сказок. «Сказка о Царе Салтане» была моей настольной и самой любимой книгой. Красивейшие иллюстрации советского издания, хорошо стилизующие эпоху XVII века, и сегодня сидят в моей голове как некая мотивация. Возможно, поэтому я и диссертацию по этому веку защитил. В школе мне никогда не нравился классический формат подачи истории. Я не воспринимал информацию в учебниках или через сухие схемы и таблицы, а общался с прошлым благодаря своему воображению и созданию ярких образов. По тому же принципу меня редко устраивали и классические музейные экспозиции, которые доносят до нас лишь поблекшую, увядшую картину прошлого. Поэтому в 2006 году меня и привлек такой способ воссоздания прошлого, как историческая реконструкция. С тех пор я воссоздал 24 персонажа – с X века по XX, в которых – практически вся история России.

Стрелец, купец и красноармеец

– Уважая память реально существовавших персонажей, я воссоздаю вымышленных. Но по своему облику и биографии они полностью вписываются в контекст эпохи. Они помогают передать голос прошлого, то, о чем думали люди, жившие задолго до нас, почему так поступали, чем руководствовались. Это цельный образ со своим характером. И когда мне самому удается его воплотить или моему коллеге – актеру и аниматору Кириллу Лелявину, тогда и получается диалог прошлого и будущего. Будь то прогулка со стрельцом, который расскажет историю допетровского времени. Или с купцом, повествующим об экономическом развитии эпохи и торговых связях нашего государства с другими. Или с красноармейцем. Благодаря использованию средств исторической реконструкции и визуализации нам удается «показать» живую эпоху, а экскурсантам – пообщаться с ней. Диалог между веками всегда рождается на некоем конфликте – человека с гаджетом и человека из другой эпохи. Наш герой – персонаж из прошлого, он всегда разный и может быть, как говорили раньше, «шатким». Но смысл не в том, чтобы показать его «хорошесть», а в том, чтобы показать прошлое таким, какое оно есть. Мы предлагаем условия, и только самим экскурсантам решать, какие смыслы в них вкладывать.

Адаптация истории

– Сама по себе история, как совокупность наших знаний о прошлом, не позволяет нам повторить прошлое. Мы его всегда домысливаем. Наша же задача – так адаптировать исторические знания для туриста и экскурсанта, чтобы максимально погрузить его в нужный нам век или событие. Поэтому мы очень активно используем такой метод, как иммерсивные постановки. Иммерсивный театр – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Он создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. Например, во время фестиваля «Битва на Воже» туристы могли заглянуть в юрту ордынского воина и пообщаться с ним. Или принять участие в планировании боя в русском шатре вместе с военачальниками князя Дмитрия Московского.
Другая методика, на которой основана работа центра, – игротехника. Мы предлагаем рязанцам и гостям региона попробовать зарядить мушкет, подержать в руках лук и выстрелить из него. И поверьте, взрослые играют с не меньшим удовольствием, чем дети. Нужно лишь создать для этого условия, соответствующие психологическому возрасту игроков.

На пике популярности

– Мы занимаемся созданием продуктов исторического туризма, такими как экскурсии, интерактивные программы, квесты в формате погружения в прошлое, а также командообразующими программами – тимбилдингами, выставками и особыми проектами. Все они не укладываются в стандартные форматы, в Рязани мы лидеры в этом бизнесе.
Есть коллеги в Москве, которые выстраивают подобные технологии работы с людьми, как и мы. И мы с ними активно сотрудничаем – более половины заказов центра на проведение различных мероприятий поступает от жителей Москвы и Московской области. Там у людей при большем разнообразии развлечений есть желание попробовать что-то новенькое. Ну и, учитывая, что подобная работа стоит денег, – там проще с финансами.
Но мы работаем и внутри своего региона – сотрудничаем с РГУ, музеем ВДВ, современными коммерческими музеями: галереей пряников, интерактивным музеем сказок «Забава». Сейчас – в XXI веке – мы сталкиваемся с тем, что нет четких границ между разными соцобъектами. Библиотеками, школами, музеями, театрами, парками, торговыми центрами. Каждый из них в силу своих желаний, потребностей, возможностей может организовать у себя любое мероприятие. Сегодня сложились условия для появления таких организаций, как наша, когда мы можем оказывать свои профессиональные услуги в партнерстве – на базе их площадок. Подобные коммерческие проекты на пике популярности, хотя еще не очень активно используются в нашем городе. Надеюсь, в совсем скором будущем данная ситуация изменится.


Комментарий

Генеральный директор археологического парка «Аргамач» в Липецкой области, кандидат исторических наук, археолог Александр
Голотвин:
– У нас население имеет вообще слабое представление о средневековой истории России. Со школьной скамьи у многих сложилось такое впечатление, что XV – XVII века – это темные времена. О них вообще мало кто знает. Ну знают, что до Петра были какие-то цари… О Руси знают: была Древняя Русь, потом татаро-монгольское нашествие и потом темнота какая-то. На самом деле это несколько веков яркой истории.
Наша фирма – это объединение, несколько частных организаций, которые по стечению обстоятельств зарабатывают деньги, занимаясь охранной археологией, и у которых есть желание вложить эти деньги обратно в археологию. Мне кажется, это очень важно. Об археологическом наследии, культурном наследии много говорят. Но показать его широким массам трудно. А мы именно этим и занимаемся. И я уверен, что и проект нашего коллеги из рязанского региона, и наш проект – это не просто популяризация археологического наследия, историко-культурного или природного, это тот самый познавательный туризм, который нужно и важно развивать сегодня в нашей стране.


22 апреля в ГК «Арагон» состоится встреча представителей сферы гостеприимства с Романом Золиным (управляющий партнер по России и СНГ компании Service Design Agency, консультант по проектированию потребительского опыта и впечатлений, эксперт по дизайну услуг, маркетингу и краткосрочному брендингу).
Наши главные задачи:
– создание регионального турпродукта;
– внутриотраслевое взаимодействие регионального бизнеса.
Дата: 22 апреля 2019
Время: 11:00 – 16:00
Адрес: г. Рязань, ул. Кудрявцева, 25 (ГК «Арагон»)
Наши контакты:
Тел.: +7 (4912) 95-62-00; +7 (910)900-28-88
E-mail: crt.ryazan@gmail.com


Беседовала Екатерина Детушева
Фото предоставлено Валентином Горбачевым

Екатерина Детушева (фото)
Екатерина Детушева (текст)
Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое