Прокопий Ляпунов в истории России


126

Это урок истории, обращенный к нашему времени и к будущему, праздник объединяющий, праздник русского ума и мужества, находчивости, подвижничества и подвига. Это праздник для тех, кто понимает и чтит историю Отечества.

День народного единства – редчайший по своей исторический глубине праздник
На освобождение Москвы от поляков Рязанское ополчение вел Прокопий Ляпунов с «нарядом» (с пушками) и «дощатым городом», изобретенным против конницы, известным в народе «Гуляй-город». Из Шацка шел Иван Карнозицкий, муромчан вел князь Федор Иванович Масальский, нижегородцев – князь Александр Андреевич Репнин. Из Суздаля и Владимира двигалиись воевода Измайлов и атаман Просовецкий. Стрелецкий голова Мажаров вел воинство Переяславля Залесского. Из Вологды и поморских городов шел воевода Федор Нащекин, из Романова – князья Пронский и Козельский со своими людьми. Мурзы вели романовских татар. Из Галича спешил на помощь воевода Мансуров, с Костромы – князь Федор Иванович Волконский, из Тулы с донцами двигался Иван Заруцкий, из Зарайска – князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Жители Великого Новгорода, заключив в тюрьму сторонников польской партии Ивана Салтыкова и Чиглова, послали Ляпунову ратных людей с «нарядом». По мнению историка Д.И. Иловайского, к Москве двигалось около ста тысяч человек.
В Рязани и других городах живут потомки тех, кто освобождал Россию. Для них День народного единства – праздник с особым значением. Их предки в ХVII веке спасли Россию и проявили мужество, равного которому в мире и Европе нет. «По велению души выступили не «множайшие и великие», а «нижайшие и малейшие» – отметил первый писатель народного подвига Авраамий Палицын. «Никогда народ не действовал торжественнее и свободнее, никогда не имел побуждений святейших …Все хотели одного – целости и блага России», – писал великий Н.М. Карамзин.
Для Рязани, как и для других городов, праздник единства особенно близок. Исполняется 408-я годовщина выступления рязанцев на освобождение Москвы. Всего, по разным источникам, удалось установить 25 городов, которые присоединились по призыву митрополита Гермогена и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова к народному движению. Цена народного противостояния велика. В Смутное время погибла треть населения России.
Если так, то почему в Рязани, Исадах, в Москве в других городах нет памятников их участникам, в том числе Прокопию Ляпунову?

Род Ляпуновых – один из известнейших в России

Многие его представители положили жизнь за Отечество. Ляпуновы дали когорту талантливых людей, преданно служивших России на разных поприщах, известных ученых и деятелей культуры: математик, академик А.М. Ляпунов, астроном, директор Демидовского лицея М.В. Ляпунов, композитор, пианист, дирижер Сергей Михайлович Ляпунов и его дочь – музыковед А.С. Ляпунова.
В нашем городе, тогда Переяславле-Рязанском, проявился военный и государственный талант воеводы П.П. Ляпунова. Он стал организатором всенародного многонационального ополчения. Рязанское ополчение изолировало и заперло поляков в Кремле, прервав их связь с польским королевским войском.
После мучительных исканий выхода из Смуты П.П. Ляпунов пришел к выводу о необходимости избрания природного русского государя и организации управления страной, которая в начале XVII века утратила самостоятельность, лишилась войска, центральных органов власти.
Оценка личности П.П. Ляпунова меняется, но слишком медленно. Сошлюсь на изданные «Материалы научной конференции, посвященной 400-летию Первого ополчения», работы А.Г. Кузьмина, книги В.М. Семина, собственные историографические работы. Дореволюционная историческая литература ХIХ века от Н.М. Карамзина до Д.И. Иловайского оценивала П.П. Ляпунова положительно. В историографии осталось немало мифов. Многие историки и сегодня традиционно убеждены в том, что все решает центр, а провинция во всем только следует и повторяет столицу. Народные ополчения собирались в ХVII веке, 1812 году и в годы Крымской войны. В начале ХVII века главную роль в изгнании захватчиков столицы сыграли силы провинции, создавшие 1-е Рязанское и 2-е Нижегородское народные ополчения. Второе ополчение продолжало то, что сделало первое.
Духовным вождем освобождения был патриарх Гермоген. Он особенно отличал в общерусском деле энергичного рязанского воеводу Прокопия Ляпунова. Выделяли личность Ляпунова и его смертные враги. В переписке польского короля Сигизмунда действия Ляпунова квалифицировались как особо опасные. В королевских письмах предлагался план скорейшего устранения, убийства главы Первого ополчения как главного препятствия захвата России. От претензий на русский престол Польша отказалась только четверть века спустя.

Сообща все вместе за один

Попробуем дать современную оценку Прокопию Ляпунову. Среди 600 имен, упомянутых историками, участников политических, дипломатических, военных попыток спасения погибающей России источники единодушно выделили патриарха Гермогена и рязанского воеводу Прокопия Ляпунова. Оба мужественно вступили в борьбу с польской, шведской интервенцией, антинациональной политикой московского боярства и внутренней смутой. Оба отдали жизнь для спасения страны. Патриарх Гермоген – «духовный вождь», Прокопия Ляпунова – источники называют «стратег» и «властитель». Гермоген погиб в польско-боярской тюрьме. Ляпунов убит 22 июля 1611 г. в результате преступной акции польского короля и католиков, вступивших в сговор с московскими боярами и мятежными казаками.
Думный дворянин с 1607 г. Прокопий Петрович Ляпунов, воевода Переяславля-Рязанского, создатель и руководитель Первого Рязанского ополчения, был фактически руководителем Временного правительства на свободной от польской интервенции территории.
В составе ополчения был создан Совет всей земли – высший орган власти на свободной от интервентов территории, единый руководящий центр освободительного движения в стране. Другой более влиятельной силы в стране не было. Ляпунов и Совет всей земли решали вопросы сбора людей, материального снабжения, вооружения ополчения. По инициативе П.П. Ляпунова создан программный документ «Земский приговор 30 июня 1611 г.», который решал, как «строить землю и промышлять всяким земским и ратным делом». Было избрано «временное правительство», подотчетное и сменяемое Советом всей земли.
Приговор даже ограничивал власть государя. Новых налогов не вводить без согласия бояр и думских людей. Без них не даются льготы областям, поместьям и вотчинам, разоренным в Смутные времена. Приговор провозглашал основы гражданского правосудия. Судебник, в котором нужные исправления и дополнения делаются только совместно государем, боярской и земской Думой. В составленном Своде законов царит дух умеренности, любви к общему государственному благу, снисхождения к людям, попавшим в несчастные обстоятельства времени. Приговор существенно изменял в государстве традиции взаимоотношений власти и соборного большинства. Весь ХVII век цари правили Россией вместе с Земскими соборами. Такая вот была народная монархия.
Объективно П.П. Ляпунов первым предпринял попытку освободить столицу, нанес реальный урон интервентам, разрушил авторитет «Семибоярщины» и других активных элементов, рождающих смуту. После смерти Ляпунова сложившаяся организация власти в Первом ополчении продолжала действовать.
Второе ополчение во главе с Мининым вошло не в пустоту, а с учетом опыта Первого ополчения. Ляпунов – активный участник сложного, в чем то даже таинственного, процесса возрождения государства «снизу». Он – ведущий участник этого процесса. Рязанское ополчение влилось в Нижегородское, военным руководителем которого стал сподвижник Ляпунова, израненный в боях за освобождение Москвы в Первом ополчении Дмитрий Пожарский.

С рязанской земли

Погибший за Отечество государственный деятель и военачальник П.П. Ляпунов достоин памяти потомков. Возвращение имени П.П. Ляпунова необходимо, и оно началось с рязанской земли. В селе Исады, где построена в 30-е годы ХVII века потомками П. Ляпунова церковь Воскресения Христова, возник Совет активистов, который открыл счет для сбора средств на памятник Ляпунову. Активисты создали фонд содействия духовному воспитанию «Живая память». В селе П.П. Ляпунову поставлен памятный знак. Проект памятника, достойного исторической роли патриарха Гермогена и воеводы Прокопия Ляпунова, создали наши земляки скульпторы отец и сын Твердовы. Правительством Рязанской области были совершены затратные работы по укреплению берега Оки, результатом которых стало спасение церкви Воскресения Христова от оползня. В Исадах отмечено 800-летие села. В проект комплекса исадских памятников намечены бюсты знатных уроженцев села и общий памятник крестьянским родам села и земле-кормилице. В селе много нерешенных вопросов – открытие музея села, ремонт клуба, восстановление уникального плодового сада Владимира Кожина, памяти о театре Ржевского. Село Исады – родина Героя Советского Союза Василия Игонина, философа, искусствоведа Г. Вагнера. Народный художник В.И. Иванов запечатлел на своих полотнах многих жителей села Исады. Это живая память только одного российского села.

Леонид Чекурин,
профессор кафедры истории России РГУ имени С.А. Есенина