№23 (5928) от 2 апреля 2021
4 апреля – Международный день интернета.
Виртуальное пространство поглотило человечество, сделало жизнь более удобной, разнообразной и интересной. Мы не заметили, как перенесли часть себя в интернет, как сформировались наши цифровые привычки и предпочтения, как изменился образ мыслей и жизни. Мы постоянно что-то ищем и изучаем в интернете, не задумываясь, что интернет сам изучает нас.
Еще лет 10–15 назад никто и не предполагал, насколько доступным станет интернет и что практически все сферы жизни будут к нему плотно привязаны. Казалось бы, совсем недавно человек, сидящий в телефоне, воспринимался как праздно проводящий время. Сегодня выход в интернет во многом связан с работой, учебой, оформлением покупок, совершением платежей, поиском определенного места и другими важными делами. И в наушниках у людей сейчас вовсе не обязательно играет музыка: там вполне может быть аудиолекция или урок иностранного языка, аудиокнига.
В третье десятилетие XXI века мы все так или иначе вошли интернет-пользователями, кто-то более опытным, кто-то – менее. И даже самые ярые противники мировой сети, кажется, смирились с ее наступлением по всем фронтам. Значительно изменила глобальный цифровой ландшафт пандемия коронавируса, причем произошло это за очень короткие сроки. Во время вынужденной самоизоляция, которая началась как раз год назад, подскочил трафик, выросло количество новых домашних подключений. Благодаря интернету, ставшему главным инструментом коммуникаций, не прервалось обучение школьников и студентов, стала возможна удаленная работа. Для многих сеть была чуть ли не единственным способом поддержания связи с друзьями и семьей, средством борьбы с одиночеством и по большому счету – окном в мир. Скептицизма у тех, кто считал интернет злом, значительно поубавилось.
За время карантина выработались некоторые новые цифровые привычки и тренды, которые, как считают эксперты, будут сохраняться и после отмены карантинных ограничений. Например, появилось такое выражение «Работа там, где есть Wi-fi». Имеется в виду, что удаленный труд перестает восприниматься как исключение и становится распространенным явлением. В прошлом году в России был даже принят закон, регулирующий дистанционную работу. Популярность набирает и видеоконференцсвязь, так как этот формат отвечает потребностям людей, работающих на дому.
И что особенно отчетливо стало заметно в последнее время – это возрастающая популярность социальных сетей. За год аудитория соцсетей выросла более чем на 10%. По подсчетам специалистов, тех, кто пользуется соцсетями, сейчас во всем мире больше, чем тех, кто с ними незнаком. Это мы наблюдаем и в повседневной жизни – большинство наших знакомых хотя бы в одной соцсети да зарегистрированы. Ну а те, кого там нет, скорее всего, пользуются популярными мессенджерами. То есть теперь уже достаточно трудно найти людей, коммуницирующих друг с другом исключительно посредством телефонных звонков и смс. Это, разве что, совсем пожилые, да и те сегодня медленно, но верно осваивают компьютерные технологии.
***
Социальные сети в последнее время нас действительно поглотили. Из площадки для виртуального общения они выросли в многофункциональное пространство, вместившее в себя, кажется все, что только можно: возможности для самоидентификации и развития личных брендов, группирование по интересам, современные способы продаж, продвижение политических идей и много чего еще. Кроме того, для СМИ соцсети стали еще одним инструментом охвата аудитории, а для властей всех уровней – способом обратной связи с народом.
Онлайн-активность большинства интернет-пользователей сосредоточилась преимущественно в пространстве социальных сетей. Как известно, наиболее быстро в него встраивается молодежь. Хотя, если смотреть расклад по возрастам пользователей конкретных соцсетей, то картина там будет разниться. Тем не менее мы видим, что именно школьников и студентов онлайн-платформы затягивают все больше. И вот уже сама молодежь задумывается над тем, как устроено пространство социальных сетей, как правильно в нем сориентироваться, чтобы не навредить ни себе, ни другим.
Об этом шла речь на недавно прошедшем в Рязанском госуниверситете имени С.А. Есенина (РГУ) круглом столе, посвященном возможностям и опасностям социальных сетей сегодня. Круглый стол стал диалоговой площадкой для обмена мнениями между экспертами и представителями студенческого сообщества региона относительно того, как правильно позиционировать себя в соцсетях, как не попасться на уловки мошенников, провокаторов и деструктивных течений. Что интересно, в качестве докладчиков выступили сами студенты; вокруг их выступлений как раз и был построен разговор.
Второкурсница Ангелина Молчанова, например, подняла очень важный вопрос о том, что, увлекшись самопозиционированием в соцсетях, стремлением показать свои лучшие качества, можно запросто потерять собственное я и выключиться из реальной жизни. Студент института истории, философии и политических наук РГУ Олег Колмыков представил результаты целого исследования о роли соцсетей в формировании политического мировоззрения молодого поколения. Он озвучил данные о том, что около трех четвертей молодежи интересуются политикой и черпают информацию на эту тему, главным образом, из социальных сетей. Однако из-за несформированности ценностных ориентиров молодые люди нередко поддаются на провокации, становятся объектом манипуляций со стороны отдельных политических сил, втягиваются в деструктивные процессы. Третьекурсница, будущий юрист Мария Стенина напомнила об ответственности, в том числе уголовной, за агрессивное поведение в социальных сетях, рассказала о том, как действовать тем, кто стал жертвой кибербуллинга. Второкурсники Никита Гаврилов и Сергей Лазарев изучили методы психологического воздействия на молодежь в социальных сетях, рассказали о финансовом интернет-мошенничестве, манипуляционных методиках запрещенных групп, среди которых широкую известность получили так называемые группы смерти.
Участники этого диалога – и студенты, и люди старшего возраста – пришли к общему мнению, что для формирования у молодежи ответственного и безопасного поведения в виртуальном пространстве необходимо больше обращать внимание на позитивный контент, полезные возможности, которые есть в соцсетях для образования и развития. Онлайн-площадки – это огромный поток информации, и бездумное погружение в него может легко затянуть на самое дно, доставить массу неприятностей и разочарований.
Где проводить больше времени – в реальности или в виртуальном мире – каждый решает сам; главное, не довести себя до тотальной интернет-зависимости. Всем, наверное, знакомо это горькое чувство, когда внезапно ломается или теряется телефон – ощущение, что часть жизни в одночасье пропадает. А может быть, это происходит не случайно и именно тогда, когда более всего необходим возврат к реальной жизни?
Наиболее популярной у россиян является социальная сеть «ВКонтакте» – ею пользуются на декабрь 2020 года 61% от всех российских интернет-пользователей (49% от всего населения РФ)
Людмила Иванова
Фото Дмитрия Осинина













Купить электронную копию газеты