№84 (6288) от 01 ноября 2024

В рязанском Фотодоме готовится к открытию выставка «Незабытые имена», где будет представлена часть творческого наследия члена Союза фотохудожников России Владимира Кованова.

Есть фотографы-охотники, их цепкий взгляд виден издалека. Владимир Кованов смотрел иначе. Часто казалось, что сквозь кадр. Он словно пытался проникнуть в сущность вещей, заглянуть в их скрытую глубину.

И это, наверное, объяснимо. Владимир окончил естфак Рязанского пединститута, учился в аспирантуре и намеревался исследовать крошечный мир, требующий микроскопической оптики. Писал работы по клещам. Но замыкаться в науке не хотел. С удовольствием играл в студенческом театре института, считался одним из его основателей. Жил в Кирицах, в течение двенадцати лет преподавал химию и биологию в средней школе. Но уже тогда зрел у него другой план жизни – уйти в фотографы и зарабатывать на жизнь исключительно фотографическим ремеслом. Параллельно с педагогической работой осваивал новую профессию в Рязанском учебно-производственном комбинате. И когда переехал в Рязань, засел в тесной студии снимать и печатать фото на документы. С удовольствием посещал фотоклуб «Ока», где рязанские фотохудожники устраивали обсуждение своих снимков.

Помню его приход в «Приокскую газету» в середине девяностых прошлого века, его готовность работать по заданиям редакции и отправляться в любую командировку. А вот с заданиями было негусто. Профессиональная деятельность журналистов в те времена была построена почти на полной автономности. Поисками материалов и сюжетов им приходилось заниматься самостоятельно. Не было у Владимира репортёрской жилки, в газету он писать не стремился. И в какой-то момент в «Приокской» ему стало скучно. Профессионального фотографа привлекли к сотрудничеству газеты «Вечерняя Рязань» и «7 новостей».

– Работа фотокора ему нравилась, но рамки газетной фотографии его быстро перестали удовлетворять. Володя нацеливал себя на большие серийные съемки, в результате которых складывались выставки, – говорит научный сотрудник Фотодома имени Е.Н. Каширина и автор идеи выставки «Незабытые имена» Андрей Карев.

Данью педагогическому прошлому стала для Кованова серия «Гербарий». Растительный мир, запечатлённый с помощью макрообъектива, завораживал зрителей. Но вскоре случилось непредвиденное. Владимир решил поработать в жанре ню, открыл выставку фотографий обнажённой натуры в Музее истории молодёжного движения. И представительницы прекрасной половины человечества буквально хлынули к нему в студию с просьбами о фотосессиях. Искусственно навязанное амплуа мастера этого направления в фотографии Владимира Владимировича не устраивало. И выставка в жанре ню оказалась первой и последней в его жизни. Силу дарования фотографа демонстрировали другие проекты. По заказу Рязанской епархии он снимал церкви области, много путешествовал по селам. Эти поездки вывели его на другую тему – «Уездный город. Мимолётные впечатления». Провинциальные сюжеты оказались особенно близки автору. Результатом этого резонанса стала подборка фото, которая тянет на целый альбом. На этих кадрах много грусти и симпатии к людям, которые довольствуются малыми удобствами и скупыми красками жизни. Постепенно в «Уездном городе» выделилось отдельное направление – «Дороги», но эту выставку Владимир сделать не успел.

Летом 2014 года Владимир почувствовал себя плохо, – вспоминает вдова фотохудожника Татьяна Ивановна. – Ничего никому не сказав, пошёл на обследование. В октябре его прооперировали. Немного окреп и попросил принести ему в больницу маленький фотоаппарат. Я его поддерживала, а он ходил по палатам и снимал таких же, как он, людей, которые боролись с тяжёлой болезнью. Никто из пациентов не возражал, хотя Володя побеспокоился и о том, чтобы у каждого получить письменное разрешение на съёмку. Хотел сделать выставку, и она состоялась в Музее истории молодёжного движения в 2015 году под названием «Я остаюсь».

– Это был настоящий фотографический подвиг, – говорит Андрей Карев. – Не замкнуться в своей боли и найти силы быть проводником жизнеутверждающего искусства.

На какой-то миг блеснула надежда, что смертельно опасная болезнь побеждена, но дальнейшее обследование практически не оставило шансов. Владимир знал, что уходит. Оставшиеся время он посвятил фотографии. Вместе с Татьяной ездил на машине по окрестностям села Октябрьское, где они жили, подолгу всматривался в пейзажи, туманы и снимал, снимал… А когда практически без сил лежал на кровати, к нему приходила внучка Богдана и ложилась рядом. Внучка серьёзная, а Володя улыбается робкой, едва различимой улыбкой. Такими запечатлел их вместе Андрей Карев.

Трудно даже представить, сколько успел бы сделать Владимир Кованов, если бы судьба отпустила ему больше времени, чем 58 лет. У него всегда было много планов. Хватало и настойчивости, чтобы доводить их до конца. Ещё до открытия Фотодома имени Е.Н. Каширина Кованов основал «Рязанский дом фотографии» – особое творческое пространство, объединившее фотографов. Выпустил несколько номеров журнала с этим названием, на страницах которого хотел рассказывать об интересных авторах и публиковать их снимки. Выдвигал свою кандидатуру на пост председателя областной организации Союза фотохудожников России. Со своим американским коллегой Владимиром Андреевым организовал фестиваль фотографов с передвижной выставкой. Преподавал фотодело в РХУ имени Г.К. Вагнера. Откладывал деньги, чтобы поехать с выставкой в Америку, но экспозиция открылась уже без него.

После смерти Владимира Владимировича его коллеги начали с воодушевлением выдвигать идеи выпуска фотоальбома мастера, и разговор этот продолжается до сих пор. Трудности, как всегда, в финансах. Часть коллекции работ хранится в фондах Фотодома, часть – у вдовы Татьяны Ивановны и сына Алексея. Алексей Владимирович Кованов в память об отце проводил выставки его работ.

Я обязательно включил бы в фотоальбом один из кадров серии «Уездный город» – сельский магазин «Зелёный дракон» с крыльцом, построенным в виде дворцовой башенки. Такое чудо есть где-то в Рязанской области, и оно красноречиво говорит о русском человеке. В наши дни много раздаётся слов об особой русской душе, российских ценностях. И часто их менторским тоном произносят люди, далёкие от той жизни, которой живёт провинция. Лучше, более трепетно и совсем не нарочито говорят об этой провинции и людях снимки таких фотолетописцев, как Владимир Владимирович Кованов. Там, в опустевших селах и деревнях, не произносят пышных фраз о патриотизме. Там не гордятся изо всех сил. Там просто живут на своей земле. Живут, как могут.

Димитрий Соколов