Так считал начинающий директор авиационного завода в Филях

Что общего между Рязанским губкомом комсомола, авиационной промышленностью и знаменитой «Горбушкой» в Москве? Все они связаны с именем одного человека – Сергея Петровича Горбунова, которому довелось быть организатором комсомола, директором авиационного завода, инициатором строительства нового Дворца культуры для рабочих.

Когда он вступал в комсомол, ему не было еще и двадцати лет. Но его в Зарайске сразу же избрали комсомольским секретарем, а вскоре – и членом Рязанского губкома РКСМ. Тогда люди с активной жизненной позицией по карьерной лестнице не шагали, а бежали. Горбунов был легким на ногу, энергичным, убедительным в спорах. А в комсомоле тогда много спорили. Когда окончилась гражданская война, комсомольские лидеры работали на износ, боролись с разрухой и много говорили о будущем – каким оно будет прекрасным. Не таким, как настоящее. А каким было их время, видно из документа, обнаруженного в фондах ГАРО: «Заявление С. Горбунова. Настоящим довожу до сведения бюро, что с 9 марта я увольняюсь в отпуск по болезни (острая форма неврастении) сроком на 1 месяц согласно постановлению врачебно-контрольной комиссии при здравотделе от 1 марта и постановлению укома от 3 марта. Заместителем на время отпуска остается член уездного комитета т. Бахрушин. С товарищеским приветом, С. Горбунов. 4 марта 1921 г.». Вот так тогда уходили на больничный – по постановлению комиссии и укома. Заметим только, что неврастенией тогда запросто называли состояние, связанное с длительной, накопленной усталостью.
В 1922 году Сергей Горбунов пошел учиться в академию имени Жуковского. Тогда все бредили авиастроением, авиация только зарождалась. Через пять лет выпускник академии Горбунов придет на авиазавод № 22 в Филях. В 1924 году он проходил там практику, и завод выпускал по концессии немецкие «Юнкерсы». Но советской стране нужны были свои советские самолеты. Их придумывала для завода группа конструкторов под руководством А.Н. Туполева. Потому и будут называться первые советские цельнометаллические самолеты АНТ.
Но прежде чем начали выпускать эти самолеты на заводе № 22 в Филях, предприятие требовалось обновить, реконструировать. Горбунов, который сам мог стать авиаконструктором, занимался переустройством крупнейшего в Европе авиапредприятия, он здесь – начальник техбюро, главный инженер, технический директор, с 1931 года – директор. Ему было всего 29 лет. По цехам он не ходил, а бегал, прямо с утра, перед началом рабочего дня. Здесь впервые в авиастроении применили поточное производство самолетов, создали лабораторию для проверки новых технологий, проводили конференции по качеству с участием военных летчиков. Здесь освоили серийное производство новых бомбардировщиков, истребителей и магистральных пассажирских самолетов. С. Горбунов стал директором в момент, когда на заводе начали выпускать «воздушные крейсера» – торпедоносцы АНТ-7.
Горбунов был молодым руководителем и заботился о качестве молодых кадров. Здесь создавались школы технического обучения, где молодые обучали молодых после работы, предполагалось создать при заводе ВТУЗ, где бригадиры и техники могли получить высшее образование без отрыва от производства. Завод выполнил план первой пятилетки за два с половиной года, и директор был удостоен ордена Ленина. Завод тоже был награжден орденом Ленина.
Сергей Горбунов погиб в авиационной катастрофе под Подольском. С группой специалистов он летел принимать новый авиазавод в Севастополе. Заводской Дворец культуры в Москве еще только строился, и его потом назовут именем Горбунова, а в конце 90-х во дворе его будет знаменитая «Горбушка» – первый в столице аудио- и видеорынок.
Коллектив завода обратился после гибели директора в Совнарком с просьбой увековечить память о нем. Так предприятие получит имя С.П. Горбунова. В ноябре 1941 года завод имени Горбунова был эвакуирован в Казань, на базу имевшегося уже там авиапредприятия. За годы войны в Казани выпустили 10 тысяч бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8. Казань стала для завода второй родиной, в Москву он не вернулся. На его месте в Филях разместилось предприятие, которое теперь называется НПЦ имени М.В. Хруничева. И это совсем другая история.

Ирина Сизова (текст)

Самое читаемое