Небанальное прочтение классики открывает новые смыслы
Третий международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной» в Рязанском театре драмы завершился. Разъехались труппы театров, критики, а зрители продолжают обмениваться впечатлениями.
На этом фестивале удалось посмотреть четыре спектакля. Они очень разные, сложно найти что-то общее. Но неожиданно в двух постановках главными действующими лицами стали животные. Может, настало время о любви людей говорить не напрямую, а обращаться к иносказанию?
Псковский академический театр драмы предложил прочтение чеховского рассказа «Каштанка» известной актрисой и режиссером Юлией Пересильд в жанре «рок-истории». Текст классика сохранен, персонажи те же, а на сцене – современное то ли цирковое, то ли концертное шоу. Каштанка – певица из уличной команды, которая, благодаря продюсеру, получила шанс стать звездой… Но внутренне не превратилась в Тетку (новое имя по Чехову), осталась Каштанкой – и сбежала к своим прежним друзьям. Такое небанальное прочтение классика открывает новые смыслы.
Если Каштанка импульсивна, то в другом произведении герой – пес – делает сознательный выбор между любовью, преданностью человеку и своими чувствами к сородичам. Пьесу осетинского драматурга Георгия Хугаева «Черная бурка» в Актюбинском областном театре драмы им. Т. Ахтанова (Казахстан) поставил алматинский режиссер Данияр Базаркулов. Пастуший пес влюбляется в молодую волчицу, и это взаимно. Но сохранить отношения – предать хозяина. Пес совершает подвиг ради человека – только неправильно понимает свой долг. И гибнет от руки пастуха…
Энергичные актеры актюбинской драмы действуют в пространстве с автомобильными покрышками, остовом «Нивы»… Сценография, отражающая «наши дни», также сближает актюбинский и псковский спектакли. Есть даже перекличка в костюмах некоторых героев.
Пермский театр юного зрителя рассказал историю о том, как жулик меняет жизнь целой семьи, заставляя молодое поколение поверить в себя и в любовь. Пьесу Ричарда Нэша «Продавец дождя», написанную в середине XX века, поставил худрук театра Михаил Скоморохов. В России, где Остап Бендер – всеобщий любимец, эта американская пьеса про обаятельного и романтичного проходимца Билли Старбака обречена на успех. Спектакль пермяков – подробный, обстоятельный, с юмором, адресован зрителю, который любит неспешные истории с хеппи-эндом.
Полная противоположность – короткое, трагичное, жарко-страстное действо «Хлеб, история любви во время войны» Театра Луизы Гуарро (Италия, Неаполь). Во время арабо-израильской войны 1947-1949 годов палестинские солдат и медсестра влюбляются друг в друга, вопреки обстоятельствам, воле ее семьи… Роковая пуля обрывает жизнь девушки. Самая запоминающаяся сцена – эмоциональный танец с легким полотнищем ткани, меняющим свой цвет: от голубого (морского, романтического) до красного (страстного и… кроваво-безысходного).
Рязанский фестиваль – прежде всего праздник для зрителей. Но есть еще невидимая публике сторона: работа жюри. Каждый вечер после спектаклей критики Ирина Бойкова, Татьяна Джурова, Алексей Пасуев из Санкт-Петербурга, Нияз Игламов из Казани и Ксения Аитова из Самары разбирали увиденное «на труппе», с актерами и режиссерами. Участники «Свиданий…» внимательно прислушивались к профессионалам.
В день закрытия члены жюри дали краткие комментарии и ответили на вопрос, что бы им хотелось увидеть на фестивале в будущем.

Татьяна Джурова:
«Сюда приехали в том числе театры из стран СНГ, где театральная критика находится не в лучшем положении. У них есть желание быть услышанными и услышать, возникает пространство диалога. Это дорогого стоит. В Москве и Петербурге зачастую на фестивалях театры стремятся показать себя и не нуждаются в обратной реакции… Что хотелось бы пожелать? Совсем современной драматургии».
Нияз Игламов:
«Тема любви – интересная с точки расширения аудитории, поскольку все есть любовь. Это манок для зрителя, а любой фестиваль организуется и для привлечения публики. На каждом таком форуме возникает свой макросюжет, возникают свои переклички, рифмы между спектаклями, и здесь это есть. Пожелания на будущее? Главное, чтобы рязанский зритель увидел что-то новое».
Алексей Пасуев:
«Тема любви выбрана правильно. Видов любви множество, и ее недостаток – тоже тема. Как и любовь, которая приводит к ненависти и агрессии… Я убедился, что рязанский фестиваль преподносит эту тему нетривиально, не упрощая задачу. А в этом году было очень много музыки, спектаклей, которые заканчивались музыкальными номерами».
Елена Вечеслова
Фото Андрея Павлушина (предоставлены пресс-службой фестиваля)













Купить электронную копию газеты