Реальность новая. Проблемы старые


12

№69 (5873) от 9 сентября 2020

Коронавирус не только заставил бизнес жить в новых условиях, но и актуализировал давно назревшие проблемы.

После крайне напряженной весны и лета жизнь возвращается в прежнее русло – регион учится жить в условиях новой реальности, к которой приучил нас COVID-19. Привыкает к ней и бизнес, для которого эти полгода оказались, пожалуй, тяжелее всех. На первом месте – безопасность покупателей, клиентов, сотрудников, а также решение проблем, которые актуализировал или создал коронакризис.

Несмотря на снятие ограничений, предприниматели по-прежнему жалуются на ряд проблем – с ними они обращаются к нам, в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Одна из самых актуальных проблем – работа ТРЦ. В период пандемии они были закрыты дольше всех – владельцы небольших магазинов, расположенных здесь, не могли не только возобновить работу, но и даже попасть в свои помещения. Сейчас такие бизнесмены подсчитывают убытки – многие арендодатели пошли на предоставление скидок и отсрочек, однако пролонгация выплат лишь увеличивает их размер. Притом, что нынче бизнес живет в ситуации неопределенности – когда вокруг говорят о возможности второй волны коронавируса, сложно планировать наперед.

Свои проблемы у тех, кто решил взять кредит под 2% на льготных условиях. Судя по последним сообщениям, поступающим в наш адрес, не все банки идут навстречу с оформлением кредита – либо отказывают в займе, либо долго рассматривают предоставленные документы. Конечно, отчасти такая ситуация связана с прекращением финансирования в связи с отменой ограничений в связи с пандемией, однако есть и субъективный фактор – не все банки готовы пойти навстречу бизнесу в выдаче кредита под 2% годовых.

Есть проблемы не только с финансовым обеспечением, но и с оплатой тех или иных услуг – на днях наш служебный чат буквально взорвался от сообщений о работе регионального оператора. В период пандемии многие предприятия не работали – для них оплата за услугу, актуальность которой чрезвычайна мала, стала дополнительным бременем. Мы обращались в адрес регионального оператора за разъяснениями, в каком случае предприниматель может претендовать на перерасчет за вывоз мусора, и получили исчерпывающий ответ по перечню документов. Вместе с тем есть предприятия, для которых этот перерасчет неактуален. Например, аптеки. Большинство производимых ими ТКО утилизируется особым образом, однако в связи с тем, что для них не разработан особый тариф, вывоз мусора они оплачивают как промтоварный магазин. С такими проблемами столкнулись не только рязанские аптеки, но и многие фармацевтические организации из других регионов.

Конечно, каждая такая проблема требует индивидуального подхода и соответствующего индивидуального, точечного решения. Однако вывод один – в условиях, когда для предпринимателей дорог каждый рубль, необходима корректировка системы ценового взаимодействия с оператором по сбору ТКО. Также необходима корректировка преференций для сферы предпринимательства – наряду с теми отраслями, которые попали в перечень пострадавших, необходимо поддержать и других, тех, кто не считается официально пострадавшей отраслью, однако пострадал не меньше других.