№38 (6043) от 1 июня 2022
В Рязани появился новый интерактивный театр
В названии театра «Ремарка» его создатель и художественный руководитель зашифровал собственное имя – Роман Евгеньевич Маркин. 20 мая режиссера и педагога поздравляли с 60-летием. А он преподнес рязанцам ответный подарок – литературно-музыкальную постановку по стихам Евгения Маркина «Лучшее слово поэта». Премьера состоялась в Концертно-выставочном зале на улице Грибоедова и положила начало новому театру. Теперь «Ремарка» будет давать спектакли каждый месяц, придавая театральный антураж рубрике «Наша Маркиниана» интерактивного клуба «Самородок».
Театральная миниатюра. Что это за жанр? В первую очередь нужно сказать, что он очень трудный, ибо предполагает безупречное владение формой. Тут нельзя растекаться, потому что и времени в обрез, и задача ставится предельно конкретная – передать содержание через эмоцию. Сочетание получилось идеальным. Перформансы, миниатюры, зрелищный театр – это, можно сказать, творческий конек режиссера Маркина. Великолепен и литературный материал, по которому создавалась пьеса для этой литературно-музыкальной постановки. Поэзия Евгения Маркина сама по себе драматургична. В ней и мятущаяся душа поэта, и устремленность к мечте, и конфликт, и надежда. Все это почувствовал зритель, когда Роман Маркин, исполнявший роль отца, читал его стихи. Здесь было не только мастерство погружения в лирические состояния и переживания поэта, но и чувство родства. Те, кто знал Евгения Маркина, говорят, что Роман очень похож на него внутренне. В интонациях, в том, как Роман Евгеньевич чувствует и доносит ритм маркинского стиха, слышится мягкий и взволнованный голос самого поэта. Сбылись, видимо, пророческие строчки «Колыбельной сыну издалека»: «Ведь на планете голубой, // На этом шарике вращающемся, // Не две былинки мы с тобой, // А два сосуда сообщающихся. // И засыпая, я постиг, // Что юность вовсе не скрывается: // Отклокотав и отгрустив, // Она в тебя переливается». Как справедливо заметила журналист Людмила Гоенко, пришедшая поздравить Романа Евгеньевича с юбилеем, «он продолжатель той мечты, которую вложил в него отец», хотя путь у сына совсем другой.
За те 20 минут, что длится спектакль, зритель успевает перенестись и на родину поэта в касимовское Клетино, и в далекие земли, куда бросала журналиста Маркина его судьба, и в места, где поэт лечился от своего недуга. Сына поэта сыграл Константин Паскаль, в роли девочки, соседки по дому выступила Дарья Орешина, в роли автора – Нурислан Ибрагимов, также написавший сценарий. Александр Тараканов и Дмитрий Лунев позаботились о музыкальном оформлении постановки.
Тонко, ненавязчиво она переросла в юбилейные торжества. Своего педагога, мастера пришли поздравить выпускники института культуры и студенты-первокурсники РГУ, где сейчас преподает Роман Евгеньевич. Вместе с ними поэтические и музыкальные подарки преподнесли ансамбль «Радуница» и его художественный руководитель, композитор Александр Ермаков, участники маркинских праздников Константин Паскаль, Нурислан Ибрагимов, Александр Тараканов и Дмитрий Лунев, театр-студия «Овация» рязанской школы № 7. Юбиляру торжественно вручили памятный знак «195 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина», и это было символично. По одноименным пьесам классика выпускник Щукинского театрального училища поставил в ТЮЗе свой дипломный спектакль. И вот уже более 40 лет театр в судьбе Романа Маркина играет заглавную роль.
Димитрий Соколов
Фото Димитрия Соколова