№66 (6170) от 01 сентября 2023

Игорь Евстифеев был способен круто развернуть свою судьбу

Он пришел к нам в газету в самом начале, в 1997 году. А до этого была «Вечерняя Рязань», фотоклуб «Ока» и завод САМ. Там Игорь работал инженером. Приехал в Рязань по распределению из Львовского политехнического института, а родился в городе Борислав, который от Львова в 100 километрах. В общем, длинной была его дорога в Рязань.

И все вроде бы складывалось успешно: семья, квартира, работа… Вижу в книге о рязанских многотиражниках фото 1984 года. На нем секретарь цеховой парторганизации завода САМ Игорь Евстифеев дает интервью Вере Орешиной. Не он, а его фотографируют.
К этому времени Игорь уже свой человек в народном фотоклубе «Ока» и первые призы за свои фотографии уже получил.
И только в 1991 году он переходит на профессиональную работу в газету – решается вдруг изменить свою жизнь. Или не вдруг? Долго думал, набирался опыта, готовил себя к новому делу. Ведь в фотоклубах он – с 1981-го. И все-таки решился и смог себя проявить, особенно в спортивной фотографии – очень много снимал и мотокроссы, и женский футбол в Рязани. К нам в редакцию пришел уже профессионалом – настоящим репортером. А работы в ежедневной газете у Игоря было хоть отбавляй: совещания, заседания, поездки в районы, праздники, производство, гастроли и концерты – и всюду люди, люди, люди… Они все у Евстифеева разные – с норовом, настроением, осмысленным взглядом. Он был классным репортером – хорошо видел, многое подмечал, не откладывал надолго и далеко камеру. Так, кажется, и сжился с ней. А как иначе заметишь и запечатлеешь тот единственный миг, который стоит сохранить на пленке и фотобумаге.
Да-да. Игорь работал еще в ту пору, когда в редакции была фотолаборатория, в ней он колдовал над своими пленками и печатал самые удачные и нужные газете кадры. В лаборатории вечно толокся народ, стены ее были завешаны самыми удачными, на взгляд автора, снимками.
Его репортерская закваска не часто позволяла ему «организовывать» кадр – рассаживать, расставлять, просить улыбнуться на камеру. Было, конечно, и это – как же не быть. Но чаще всего он снимал то, что смог увидеть только его глаз и его объектив. Не случайно так мастерски исполнены его спортивные фото. Эти страсти, эти мгновения невозможно организовать. Здесь все по-честному.
У него была серия потрясающих портретов известных людей – актеров, певцов, ученых, политиков. Казалось, он видит их судьбу. Посмотрите на фото Валерия Золотухина – еще молодого, озорного, но уже маститого актера. Как увидел в нем Игорь будущего спасателя театра, худрука, который взвалил на плечи бремя ответственности за «Таганку»? Но увидел же.
В конце жизни Игорь долго болел и тяжело уходил от нас. Его не стало. Ненужной стала лаборатория. Остались фотографии. В них – весь Евстифеев.