Особенности здоровья не мешают чувствовать красоту мира. Это доказывает выставка китайской живописи в областной библиотеке имени Горького
Каких животных чаще всего можно встретить в любой деревне или в частном секторе большого города? Правильно, кур! Пестрые птицы шествуют вдоль улиц и огородных грядок, выискивают угощение в траве, дремлют в тени или суматошно убегают от кошек, детей и автомобилей. Картина знакома жителю любой части света, вот и в экспозиции «Нам хорошо жить и творить: уроки созерцания» красуется милый сердцу сюжет. Перья курицы и петуха, зерна спелой кукурузы и подсолнуха, старое полено, на котором отдыхает яркая парочка, – все прорисовано так точно и нежно, что кажется: одно движение – и птицы вспорхнут с листа. Творения в традиционной китайской технике гохуа принадлежат кисти студентов Чанчуньского университета. Рязанцы могут увидеть эту красоту благодаря сотрудничеству китайского вуза и Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.
Экспозиция из 52 работ молодых студентов-художников выставляется в областной библиотеке имени Горького. Это совместный проект учреждения, Чанчуньского университета и Института Конфуция РГУ. Научно-образовательное подразделение открылось в рязанском вузе в 2010 году, чтобы знакомить русских студентов с китайским языком и культурой. Уже в 2014 году этот Институт Конфуция был признан лучшим среди подобных в России и одним из 25 лучших в мире. Работа подразделения включает массу культурных событий для всех жителей Рязани, даже кинофестиваль. Выставка в областной библиотеке – еще один способ рассказать о китайском искусстве и мировоззрении.
Главное, что нужно знать о живописи гохуа, – она натуральна во всем. Художники пишут минеральными красками или тушью по рисовой или бамбуковой бумаге, и эта техника, как и акварель, требует максимальной концентрации, аккуратности и любовного отношения к изображаемому предмету. Сюжеты просты: горы и водопады, деревья и цветы, животные в их естественной среде и люди за повседневными занятиями. Вот девушка на качелях задумалась над книгой: руки со звонкими браслетами сложены на коленях, а мысли – где-то далеко…
Каждый рисунок выглядит трепетным и живым благодаря искусной прорисовке линий и сочетанию цветовых блоков. План в китайской живописи, как правило, один – передний, а фон остается нетронутым, ведь самое интересное происходит здесь и сейчас. Это совершенно непохоже на европейскую живопись, где каждый предмет и фигура «вписаны» в пространство и связаны тенями, бликами и рефлексами. К слову, натюрмортов в живописи гохуа тоже не встретишь: китайцы считают, что природа, «вырванная из контекста», мертва. Поэтому даже ветка груши не сорвана, а лишь выделена взглядом мастера из общей кроны. А зачем рисовать все дерево, если интересна жизнь только его части и только в этот миг?
Выставка «Нам хорошо жить и творить: уроки созерцания» напоминает, как важно даже самым занятым людям замечать красоту мира – ведь каждый момент неповторим. И, глядя на эти очаровательные работы, даже не думаешь, что их создали люди с ограниченными возможностями здоровья – талант не знает никаких границ. Спасибо художникам за урок: нам нужно разное количество сил для творчества и ежедневных дел, но видеть прелесть во всем и радоваться ей может каждый. А как давно вы говорили «ух ты!», просто наблюдая за повседневностью?
Татьяна Клемешева
Фоторепродукции автора



















Купить электронную копию газеты