№41 (6345) от 06 июня 2025

Молодой фотограф Екатерина Агеева показывает уголки родной земли, где редко звучат праздничные фанфары

Екатерина Агеева родилась в казахском городе Чимкенте, сейчас он называется Шымкент, но всегда хотела побывать на родине своих предков в Ульяновской области. В 2015 году переехала в Москву, устроилась работать менеджером в строительную компанию, однако быстро поняла, что продажа недвижимости – не её призвание.

Когда пришла пандемия, появилось время поразмышлять над выбором жизненного пути. Окончила курсы коммерческого фотографа. Но удовлетворённости по-прежнему не было. Зарабатывать на жизнь съёмкой свадеб и корпоративов не хотелось. Совершенно другую панораму творчества открыл перед ней МГИК, где Катя начала изучать фотодело. Попробовав себя в разных направлениях и жанрах, выбрала документальную фотографию. Дебютным фотоочерком стала серия работ о жизни пожилых людей в доме-интернате города Ивантеевка. Здесь же познакомилась с девушкой-инвалидом по зрению. Позже и она стала героиней ее фоторассказа. Захотелось ей помочь найти работу. С этой мыслью организовала выставку в Коломне. Оказалось, что так работать даже интереснее – не просто демонстрировать удачные кадры, но и способствовать позитивным переменам в жизни героев. Фотоочерк о стариках помог привлечь в интернат волонтёров. Незрячая девушка, вполне возможно, скоро найдёт работу по душе.

Творчество Кати Агеевой увидел в Коломне научный сотрудник отдела Рязанского художественного музея, член Союза фотохудожников России Андрей Карев и предложил коллеге показать свои работы в Рязанском Фотодоме имени Е.Н. Каширина (12+).

– Фотографии Екатерины мне напомнили работы Евгения Николаевича, они согреты таким же добрым отношением к людям. У нас в Рязани, к сожалению, мало последователей каширинского стиля. Поэтому очень хотелось пригласить Катю Агееву, чтобы она своим творчеством вдохновила наших молодых фотолюбителей, показала им качественные образцы жанровой фотографии, – сказал Андрей Карев.

У Екатерины уже был в запасе материал – документальная серия о жизни ульяновских деревень. Одна из них – Юрьевка, родина её деда, участника Великой Отечественной войны, разведчика, полного кавалера орденов Славы – Николая Ивановича Кулькова. С боями он прошёл Сталинград, Крым, Донбасс, Севастополь, Смоленск, Литву, Восточную Пруссию…

– Я написала в краеведческий музей, попросила дать сопровождающего и с радостью узнала, что у меня в этих краях живёт родственник Дмитрий Кульков. Он познакомил меня с учительницей из деревни Суруловка, она и стала моим заботливым гидом, – рассказывает Екатерина.

Природный такт и опыт, полученный во время учёбы, подсказали ей, что торопиться во время съемок не стоит. Екатерина начинала знакомство с общения. И только когда люди забывали, что перед ними фотограф, Катя позволяла себе сделать несколько кадров. Почти всегда они были удачными.

Это в больших городах строят транспортные диаметры и запускают речные трамваи на электричестве, а в далёких деревнях жизнь мало отличается от той, которая была здесь полвека назад. Разве что население поубавилось, да вросли в землю немногие уцелевшие домики, оставшиеся без хозяев. Одно и сохранилось только – молчаливая задумчивость, какая-то отрешённость стариков, готовых одарить душевным теплом всякого, кто проявит к ним хоть каплю уважения и внимания. «Яиц бы Кате надо на дорожку», – то и дело спохватывался один пожилой мужчина, обладатель скромного курятника. Катя снимала его портрет. А ему всякий раз отвечали: «Ну куда она их потащит в самолет? Ей же в Москву лететь».

– Екатерина, а вы допускаете возможность постановочных сюжетов в документальной фотографии? К тому же, как вы мне рассказали, времени было в обрез, всего четыре дня на путешествие по трем деревням – Зыково, Суруловка и Юрьевка.

– Крайне редко прибегаю к этому приёму. Стараюсь разговором, своим участием поддерживать естественное поведение человека. От спонтанной съёмки получаешь больше удовлетворения. Из тех кадров, что попали на выставку, только в одном портрете пришлось добавить деталь: снимала бабушку рядом с иконами и попросила её поставить зажженную свечу на передний план, чтобы усилить глубину пространства в кадре.

Документалистика – непростое дело ещё и потому, что требует настоящей искренности, а то и мужества от автора. Некоторые вещи сейчас демонстративно стараются не замечать, оправдываясь некими сложностями времени. Но Екатерина не жалуется на предвзятость критиков. Даже благополучные по всем меркам люди благодарят её за возможность заглянуть в те уголки, где редко звучит праздничные фанфары. Когда смотришь на ее снимки, передаётся то же ощущение, которое владело автором. И вряд ли это ощущение можно выразить одним словом. Тут и неподдельное уважение к людям, и сочувствие, и надежда. А ещё – радость от того, что жизнь продолжается даже среди этих диких зарослей лопухов и крапивы. А лето, проведённое у бабушки в деревне, останется для человека самым добрым воспоминанием, которое будет питать его соками родной земли всю жизнь.

«Свои истории я снимаю для того, чтобы мы становились более участливыми к жизни других людей и более милосердными», – говорит Екатерина.

Итогом экспедиции в Ульяновскую область стала не только фотовыставка «Сквозь время», но и выпущенная фотокнига в память о героическом деде, фронтовом разведчике, пока в единственном экземпляре. В книге помещён рассказ о Николае Кулькове и снимки исчезающих деревень.

Ещё свежи впечатления от съёмок песчаных карьеров под Ульяновском, где десятки миллионов лет назад плескалось море, а Екатерина уже грезит новыми далёкими землями. На сей раз её ждёт Чукотка. Предстоит провести четыре дня в семье оленевода и узнать о тонкостях национального промысла, увидеть красоты северной земли. Четыре дня – очень мало для съёмок, беспокоится Екатерина Агеева. И беспокоится, конечно, зря. С её лёгким характером и общительностью даже часа хватит, чтобы найти общий язык со всеми героями.

Димитрий Соколов
Фото Екатерины Агеевой

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое