Рука считает. Фантазия летает


27

Задача кружевницы, народного мастера РФ Лидии Аверочкиной – сплетать поколения творчества

Художница. Исследовательница. Участница всероссийских фестивалей и выставок народных промыслов. Стойкая женщина, чья творческая работа не прекращалась даже в сложные времена. Лидия Анатольевна Аверочкина – знаток михайловского кружева и потомственная мастерица. И, что еще важнее, она умелый учитель, благодаря которому искусство кружевоплетения продолжает жить.
«Я еще не встречала человека, который после моих объяснений не смог бы сплести кружево», – улыбается Лидия Анатольевна. Улыбка у нее скромная, и за этой спокойной приветливостью виден мощный жизненный стержень. Тот, который когда-то помог 17-летней девушке начать работать в артели кружевниц, выработать свой стиль и сохранить любовь к искусству на всю жизнь. Рассказ Лидии Анатольевны вьется прихотливым и свободным узором, радует красками и остается плотным и насыщенным – как и настоящее михайловское кружево.

От чугунка к станку

– Свое первое кружево я сплела в семь лет, – вспоминает мастерица. – Моя семья жила в деревеньке Данковка Щетининского сельсовета, рядом с Михайловом (сейчас село Щетиновка Михайловского района. – Р.В.). В доме были мой прадед, две его незамужние дочери и моя бабушка, к тому времени уже овдовевшая. Дед погиб на стройке: его придавило бревном. Мои родители развелись и создали отдельные семьи, а я не захотела ни с кем идти и осталась у бабушки.
В моем доме все плели кружева. Делали подзоры (длинные полосы ткани с вышивкой или кружевом, которые закреплялись вокруг ножек кровати и закрывали то, что находилось под ней. – Р.В.), отделку к наволочкам, занавески… Колхозная пенсия у бабушки и прадеда была маленькой, и они делали различные вещи на заказ, например косынки для односельчан.
Я помню одно раннее утро: все ушли копать картошку, а я только что переболела корью и сидела дома. У нас в семье никто не плел по сколкам (схеме, нарисованной на картоне, с наколотыми отверстиями для игл. – Р.В.) – только по памяти или на ходу. И вот я, закутавшись в простыни, взяла чугунок, на него положила скатанную телогрейку вместо подушки, закрепила коклюшки и сплела свое первое кружево.
В 17 лет я пришла ученицей на михайловскую фабрику «Труженица». Прошла пятимесячное обучение и стала мастером. Я училась без троек, и бабушка поощряла, что я работаю, ведь мне это нравилось и приносило небольшие деньги. Могла себе и мороженое купить, правда, не увлекалась этим. Когда у тебя целый сад, родные фрукты и ягоды ближе! До сих пор люблю их больше всего.


В XVI веке на территории Михайловского района проходили южные рубежи Российского государства. Для охраны Засечной черты присылали свободных служивых людей. В этих землях начали развиваться ремесла, и к XIX веку достигло расцвета цветное численное михайловское кружево


Годы труда и дружбы

– В «Труженице» я проработала с 1973 по 1992 гг., получила орден «Трудовая слава» III степени и звание ударника социалистического труда. Мне посчастливилось работать под началом народного художника РФ Дианы Смирновой. Диана Алексеевна была и остается человеком, преданным своему делу. К сожалению, после моего ухода из «Труженицы» и до прошлого года мы не виделись. А в 2018 г. я попросила ее написать мне характеристику для вступления в Союз художников России. Я приехала к Диане Алексеевне, и она сразу меня вспомнила: «Это ведь ты та девушка с косой?» Коса у меня, и правда, была довольно долго.
Диане Алексеевне 94 года, а она прекрасно помнит всех, с кем работала, наши совместные поездки. Более того, продолжает собирать материалы для своей книги о кружевоплетении. Ей помогает дочь Любовь. А я приношу фотографии своих и чужих работ для иллюстраций.

Новые знакомства

– За годы работы мне посчастливилось побывать на нескольких крупных всероссийских и международных встречах. В 1984 г., когда мне было 18 лет, рязанская делегация ездила в московский Дом актера (сейчас Дом кино – Р.В.). Мы общались с артистами, вместе пели песни и рассказывали о своем творчестве.
А в 29 лет рязанский обком комсомола отправил меня на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Я выступала в Коломенском и в Парке Горького среди других художников народных промыслов. С 10 утра до 10 вечера я встречала гостей и показывала, как создается кружево. А пока они были увлечены делом, я могла немного посмотреть праздник. У меня до сих пор доделывается скатерть на 32 пары коклюшек: ее годами плетут участники мастер-классов, которые я провожу на различных фестивалях. Получается у всех!

Семейное дело

– Кружевоплетение в нашей семье живет. Младший брат живет в Москве, у него два сына и две дочери – и все умеют плести. Мой сын Виктор сейчас тоже в столице, работает водителем в полиции. Он увлекся кружевоплетением в 10 лет, а к 11 годам благодаря этому накопил себе на магнитолу! Сейчас ему 41 год, и для него это хобби, которое расслабляет после работы. В месяц может сплести и 10, и 20 метров кружева, которое затем продает дизайнерам. Жаль только, не хочет выставлять свои работы – скромный.

Переплетения жизни

– Я завершила свою работу на фабрике, когда в 1992 г. начались первые сокращения. Тогда я зарегистрировала ИП и начала работать на дому. В нулевые занималась озеленением на предприятии, а в 2011 году вышла на пенсию. Теперь мое главное дело – восстановление сцепной техники кружевоплетения.
Я изучаю документы в архивах, читаю книги Софьи Давыдовой и Натальи Шабельской. Это аристократки XIX века, их не жаловали при советской власти, и их трудов почти не сохранилось. Софья Давыдова первой описала михайловское кружево в научной литературе. Она некоторое время жила в Михайлове и открыла там школу кружевоплетения, которая работала с 1890-х до революции. Мне хочется подготовить книгу по результатам моих исследований. Для иллюстраций планирую сплести полноценные произведения по старинным техникам. На подготовку уйдет несколько лет.
И выставки никуда не уходят, и домашние дела… Я живу в Михайлове, у меня сад и огород. Две молочные козы – Белка и ее дочка Ласточка. К всероссийской выставке «Ладья. Зимняя сказка» хочу завершить панно с Большим театром. Ну а если не успею к закрытию Года театра – выставлю его весной… Планов много!

Фото автора и из личного архива Л.А. Аверочкиной