Выставка «Пикториальная Рязань» (18+) объединила работы девяти авторов – Виктора Агеева, Алексея Бусарова, Владимира Иванова, Андрея Карева, Сергея Ларина, Сергея Романова, Ирины Сергеевой, Екатерины Серовской и Геннадия Шлоева.

Фотодом не первый раз обращается к этому направлению фотоискусства, которое когда-то считалось мейнстримом и задавало тон на мировых выставочных площадках.

– Первыми фотографами были, как правило, профессиональные художники. Получив в руки такой инструмент как фотокамера, они зачастую восприняли её как ещё один способ субъективного выражения своих замыслов и старались стереть грань между графикой, живописью и фотографией, чтобы снимки были похожи на живописные полотна, – говорит куратор выставки Андрей Карев. – Достигалось это различными техниками во время съёмки и обработки изображений, но основным приспособлением был монокль – линза, дававшая значительные хроматические аберрации. То, чего пытались избежать конструкторы сложных объективов, здесь наоборот приветствовалось. Пройдя разные стадии споров между документалистами и художниками, пикториализм прочно закрепился в искусстве фотографии как самостоятельное стилевое течение и теперь имеет огромное количество приверженцев и поклонников по всему миру.

Пионером этого стиля в Рязани в 60-х-80-х годах прошлого века был Виктор Агеев, вдохновлявшийся работами латвийского фотографа Яниса Глейздса, который снимал на монокль. Мягкую светопись Виктор Иванович применил при съёмке женской обнажённой натуры. А потом и его любимая модель Ирина Сергеева, известная рязанская фотохудожница, начала активно использовать монокль, создав изумительную серию фотографий «Зеркала», которая тоже представлена на выставке.
Среди членов рязанского фотоклуба «Мещера» практически не было авторов, которые не увлеклись бы съемкой моноклем и не добились бы хороших результатов. Так, Владимир Иванов создал серию иллюстраций к есенинской поэзии, использовав мягкорисующую оптику.

Андрей Карев снял пикториальный репортаж «Глина», как бы примирив художников и документалистов, показав, что можно снимать репортаж в стилистике живописных полотен. Его героем стал скопинский гончар Александр Воеводкин.

Коллективная экспозиция фотохудожников-пикториалистов разных эпох в залах Фотодома дает ощущение единого потока, в который каждый автор добавляет свою неповторимую интонацию.

Димитрий Соколов
фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое