Авторы фотовыставки «Разлив» Сергей Романов и Андрей Карев показали рязанцам красоту половодья. Правда, снимки эти сделаны давно – в 1967 и 1985-1987 годах. Вот что рассказывает о тех съемках Сергей Михайлович Романов:
«В те годы ледоход на Оке начинался в первой декаде апреля. Половодье недели на две, а, то и больше отрезало Рязань от Мещеры. В Солотчу добирались на катере. В Брыкин Бор летали на кукурузнике. Торговый городок заливало полностью. Иногда вода доходила до улице Затинной, вплотную подбиралась к улице Свободы. По Луковскому лесу туристы любили плавать на байдарках.
У горожан существовал обычай приходить к Кремлю на высокий берег Трубежа, смотреть на разлив. Как-то тихо незаметно ушли из жизни настоящие разливы. Снег сходит уже в марте. Почти исчезло и само понятие ледоход. Экология знает причину. Все это прямое следствие печально знаменитого парникового эффекта. Слишком грязно и бездумно стал жить человек. Сможет ли новый молодой, счастливой фотограф, каким был автор в том далёком 67-м, сделать подобный кадр когда-нибудь ещё?».
Ностальгическими воспоминаниями согреты снимки Андрея Карева. В середине восьмидесятых он работал учителем и ходил снимать разлив недалеко от школы, в Дашково-Песочне, в Кальном. Давно уже те дороги и поля не затапливает. Сейчас здесь высятся новые жилые микрорайоны. А кадры остались. Теперь они часть истории большого города и тех поколений, которые когда-то устраивали себе праздники, гуляя у кромки разлившейся Оки.
«Люди придумывали свои праздники. Одним из них был разлив – торжество большой воды, – вспоминает Андрей Карев. – Новая дорога, так песочинцы называли шоссе от посёлка к мосту, будто специально была создана для пеших прогулок. Машины по ней ездили крайне редко. Люди шли по всей ширине дороги. На разлив старались пойти все от мала до велика. Воздух был наполнен запахами большой воды, вербы и ощущением всеобщего праздника. В погоне за удачным кадром я нарезал в день километров по 15-20. Снимал на широкоугольник, впритык. При такой съёмке остаться незамеченным был невозможно. Надо было умудриться поднять камеру сделать снимки и главное не обидеть тех, кого снимаешь. Этим искусством виртуозно владел Евгений Каширин. Мне потом его школа тоже здорово пригодилась»
Теперь опыт заслуженных фотографов перенимают юные посетители выставки. Правда, большинство из них снимают на телефоны. А люди пожилого возраста подолгу стоят возле фотографий, вспоминая Рязань своей молодости.
Димитрий Соколов
Фото и репродукции автора