Какой мы представляем себе дачу? Место отдыха, где можно полежать в гамаке или покопаться в свое удовольствие на грядках. Свежий воздух, солнце и много зелени. Совсем не то – на снимках фотохудожника из Санкт-Петербурга Сергея Щербакова. Сумеречный мир в черно-белых тонах, размытые силуэты людей, заросшие участки. Да и участки ли это? Скорее, некие пространства, где отчуждение сгустилось настолько, что вот-вот трансформируется в звуки. Музыка, кстати, тоже звучит. Фоном. Ее написал специально для выставки композитор из Петербурга Альберт Расюлис. Скорее, это набор шумов и звуков – приглушенных голосов обитателей “дачи”, скрипа дверей, перекладываемых в сарае садовых инструментов, каких-то шорохов, вздохов, скрипов. Фотохудожник показывает нам не саму дачу (у него даже дом ни на одном снимке не запечатлен), а свое ощущение альтернативной городу реальности, которая столь же причудлива и фантасмагорична, как гоголевский Санкт-Петербург, только красок меньше. Кто-то, возможно, назовет эти визуальные опусы депрессивными, чересчур субъективными. Похожими на галлюцинации. Но нужно признать очевидные достоинства стилистики автора: он передает своими фотографиями то, что чувствует, не пытаясь попасть в какой-либо формат. Авангардные по форме, эти снимки ведут нас в какие-то смежные миры, через которые многие из нас проходили быстрым шагом, стараясь не задерживаться, а вот Сергей Щербаков остался там надолго и ему даже понравилось, стало уютно. Фотограф считает себя реалистом, просто документирует он субъективную реальность. И пользуется при этом не цифровой, а аналоговой фотографией. Пленки, растворы, фотобумага – все как раньше, как в старину, с теми же ощущениями чуда рождения отпечатка. И это чудо тем волшебнее, чем больше проходит времени между щелчком фотоаппарата и получением готового изображения в лаборатории. А так все прекрасно: сосны, песчаные дороги под ними, поселок Токсово под Петербургом, совсем недалеко от града Петра. Дом, купленный еще дедом после войны. История воспоминаний в ста с лишним кадрах. Лично у меня они вызвали грусть. И многие зрители тоже ее ощущают. Наверное, это грусть экзистенциальная. Жизнь-то проходит, как бы мы ни пытались развлекать себя поездками на дачу. А значит, фотографии все-таки настоящие.
“Дачей” Сергея Щербакова Фотодом имени Евгения Каширина открыл череду выставок питерских фотографов, о чем в музейно-выставочном центре так долго мечтали.

Димитрий Соколов
Фото и репродукции автора