Нажал на кнопку – и попал в вечностьСреди всевозможных хобби фотография давно занимает лидирующее место. И все-таки из огромного количества фотолюбителей лишь немногие добиваются настоящих результатов. Кажущаяся легкость занятия (чего уж там, наводи да щелкай!) снижает порог критического восприятия. Профессионалами в фотоискусстве становятся и вовсе единицы.
Настоящий мастер не суетится. Не совершает акробатические прыжки в поисках ракурса. Не красуется, обвешанный с ног до головы дорогущей техникой. Он думает. Вот этому, редкому нынче, умению нужно учить в первую очередь, считает фотограф, репортер Валентин Евкин. И с этих слов он каждый год начинает первые занятия на отделении цифровой фотографии в Рязанской школе юных менеджеров. «Молодежь у нас умная и талантливая, ее нужно просто обучить. Когда начинаешь общаться со студентами искренне, на равных, они раскрываются и реализуют твои советы через собственные идеи – смелые, неожиданные, которых не было у моего поколения», – говорит Валентин Валентинович.
Всегда в модной кепке, в стильной репортерской жилетке, Евкин на любом событии виден издалека. Наверное, иногда природная стать и популярность мешают ему оставаться незамеченным. Но помогает тренировка – сливаться с событием, двигаться в его волнах и ритмах. Фотосъемкой Валентин занимается лет сорок, не меньше, двадцать из них – профессионально. А большая часть трудовой жизни прошла у него в лабораториях и цехах предприятий оборонно-промышленного комплекса. Химик-технолог микроэлектроники, он занимался электронной начинкой летательных аппаратов. После участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС перенес 15 полостных операций, на ноги его поставила жена – своим участием, поддержкой, любовью.
«Трезво оценив ресурсы своего организма, я понял, что каменщиком быть уже не смогу, и вспомнил про свое художественное образование. В Иванове закончил высшее художественное училище по классу живописи, а умение работать с цветом, светом, формой, композицией имеет самое непосредственное отношение к фотографии».
Из всех направлений этого творчества Валентину оказался ближе всего фоторепортаж. Полюбил его за возможность встречаться с людьми, учиться у них чему-то новому. Дар искреннего, доброжелательного общения помогает Валентину в съемке едва ли не больше, чем технически продвинутая фотокамера. Расположить к себе героя будущего портрета так же важно, как выбрать освещение, место для съемки или фон.
«Мне нравится фиксировать событие и его участников, чтобы потом доставить людям удовольствие от воспоминаний», – признается Валентин Валентинович.
Из своего богатого архива он регулярно отбирает 10 – 15 фотографий, чтобы сделать мини-выставку в социальных сетях. Темы разные – люди города, улицы, погода…
«Ответная реакция зрителей меня всегда воодушевляет. Люди почему-то считают себя более счастливыми в прошлом. Возможность пережить ушедшие мгновения добавляет им радость».
Однажды Валентин шел мимо ветхого деревянного дома и заинтересовался его фасадом. Сфотографировал и выложил кадр в соцсети. Через несколько дней получает письмо от жителя Америки:
«В этом доме я прожил свое детство. Не могли бы вы прислать еще фотографий». Валентин Валентинович познакомился с хозяевами дома, отснял его интерьеры и все ради того, чтобы выполнить просьбу случайного знакомого за океаном. «Ностальгия – серьезное чувство, и его нужно уважать», – убежден Евкин.
Человека формирует не только он сам, но и среда, и люди, его окружающие. На творческое восприятие Валентина большое влияние оказал его близкий друг Владимир Кованов. Однажды Володя дал ему такой сокровенный совет, что это перевернуло все фотографическое видение Евкина. Вторым таким учителем стал Евгений Николаевич Каширин, выдающийся российский фотохудожник. Эти секреты мастерства слишком тонки, чтобы пытаться передать их в обычной газетной заметке. Речь идет ни много ни мало об искусстве вдохновения.
Кстати, этому состоянию души был посвящен фестиваль Art оf inspiration, который Евкин и Кованов при поддержке своего американского друга Владимира Андреева несколько лет назад провели в Рязани. И умудрились организовать его без копейки денег. Двух имен – Евкина и Кованова было достаточно, чтобы люди участвовали в нем и помогали бескорыстно. В память о безвременно ушедшем друге и коллеге Владимире Кованове Валентин делает сейчас фильм. А его ученики работают над проектом «Люди в черном». Одеваются в экспрессивные наряды черного цвета, фотографируются на фоне рязанских достопримечательностей, а потом средствами монтажа помещают в кадр разные космические объекты.
Валентин Валентинович учит их творить осмысленно. «Ведь одну удачную фотографию может сделать и шимпанзе. Я однажды попросил пятилетнего мальчика нажать на кнопку затвора фотоаппарата. Он побегал, попрыгал и нажал. Получился классный кадр! Но настоящий фотограф – не щелкунчик, от слов «щелк, щелк, щелк», и так 200 кадров без перерыва. Смысл его деятельности – отбор того самого мгновения, которое выразит суть происходящего, станет картинкой огромной визуальной емкости. Это кадр повышенной гравитации. Но чтобы сделать его, человек тоже должен стать центром притяжения. Вобрать в себя те неуловимости, которые и составляют душу события».
Во Всемирный день фотографии, который отмечается 19 августа, не грех задуматься над природой этого самого быстрого и объективного из всех искусств.
Димитрий Соколов
Фотографии Валентина Евкина